Женское священство

2 года назад Симеон Комментарии к записи Женское священство отключены

Недавно дьякон Андрей Кураев выступил на презентации своей новой книги «Женские вопросы к Церкви». Там была поднята далеко не новая тема, касающаяся женского священства. Давайте послушаем его ответ:

Итак, дьякон нам сообщает, что он не «за» и не «против», но рано или поздно такой вопрос станет актуальным. Попробуем разобраться самостоятельно в нём.

Есть ли в настоящее время женское священство? Основным примером конфессии, практикующим женское священство, является протестантизм, но это утверждение явно ошибочно. Поэтому необходимо обратить внимание при аргументации «православного женского священства», что пастор — это всего лишь руководитель общины, образованный человек, он выполняет такую же роль, как и имам в исламе или раввин в иудаизме, он передаёт общине учение, а не благодать. В протестантизме отсутствуют священники, в нём присутствует лишь пастор. У протестантов нет апостольской преемственности; нет святых; нет старцев; нет духовных отцов; чаще всего нет поста; нет исповеди и покаяния; нет причастия; нет икон и духовного искусства, нет Таинств. Протестанты, в основном, верят в спасение человека только потому, что он верит в Иисуса Христа. В протестантизме женщина выполняет, весьма ограниченно, лишь пастырское служение, поскольку пастор не может отпускать грехи, а исповедь является необязательной. Ну, тогда можно сказать, что подобное «священство» есть и у нас, достаточно посмотреть на ютьюбе лекции монахини Нины Крыгиной, кстати, разведённой и отправившей в монастырь сына.

Одним из основных аргументов такой протестантской трактовки пастырства являются слова апостола Павла, который пишет, что во Христе нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, «ни мужеского пола, ни женского» (Гал. 3: 28). Правда, во всём остальном церковном предании и трактовках святых отцов мы наблюдаем практически противоположное.

Сразу вспоминаю анекдот про протестантов:

Решил апостол Павел приготовить Церковь ко второму пришествию. Вызвал к себе главы католиков, православных и протестантов.
Первым на ковер пошёл Папа Римский. Через час выходит: «Да…, с девой Марией мы перестарались, да…».
Вторым пошёл Патриарх. Через час выходит: «Да…, с календарём мы намудрили… Но исправимся!».
Третьим пошёл протестант. А те двое решили подождать, узнать, что ему апостол Павел скажет. Ждут час, ждут два… Дело к вечеру пошло…
Наконец открываются двери, выходит Павел:
«Но это же я, апостол Павел, писал! Здесь же совсем не об этом!».
А протестант ему в Библию: «Нет, ну ты читай, как написано!».

Наиболее ярко ответил на вопрос о мужском первенстве Иоанн Златоуст (процитированный Кураевым в презентуемой книге): “Так почему же муж называется образом Божиим, а жена — нет? Потому что он называется образом не по виду, а по началию, которым обладает только муж, но не жена … Муж потому есть образ Божий, что никого ни имеет выше себя, как и Бог никого не имеет выше Себя, но властвует надо всем; жена же есть слава мужа, потому что подчинена мужу». Амвросиаст добавляет, что муж “более велик по происхождению и разуму, но не по сущности”, а свт. Феодорит Кирский вообще утверждает, что “мужи имеют первенство и по порядку создания … И этого достаточно для доказательства, что муж достоин верховной власти”*.

Однако, далее Андрей Вячеславович вполне справедливо говорит о том, что апостол не говорил об отношениях внутри церковного общества. Кроме того, мы не можем рассматривать церковное предание как нечто незыблемое и неизменное. Даже Иисус делал многое из того, что предписывалось современным ему обществом. Тогда попробуем поразмышлять, имеются ли препятствия к тому, чтобы женщина могла стать священником — если богословские обоснования будут найдены.

Их можно выделить всего несколько:

  • Семья и материнство, которые отнимают время,
  • Особенности женской психики, затрудняющую пастырскую деятельность,
  • Кровотечения в алтаре.

Отвлечёмся ненадолго. Знаете ли вы в России действительно настоящих мужчин? Думаю, миллионы женских анкет на сайтах знакомств ответят на этот вопрос отрицательно. Среди них и девочки-подростки, и вполне состоятельные молодые женщины, в том числе многократно побывавшие замужем. Мужчины у нас — младенцы, пытающиеся утопить свою участь в бутылке.

Конечно, винить их во всём нельзя. Россия сама по себе не вышла из состояния крепостного рабства, а чуть-чуть пробудившись, попала под серп гражданской войны, двух мировых войн, ленинских и сталинских чисток. Сейчас Россия фактически без русских, если понимать под русскими тех людей, которые завоевали ей территории и имя во всём мире. Сейчас — лишь искорёженные осколки прошлого.

Особый удар по психологии мужской личности нанесла Советская власть и нарождённый ей матриархат. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» — задумались ли вы когда-нибудь, как кощунственно звучит эта фраза в нашем время? «Он родил ребёнка» — нормальное и ясное умозрительное понятие, употреблявшееся в течение столетий и тысячелетий, наш мозг не воспринимает. В России всегда рождает мать. По ней в СССР и велся счёт происхождения детей; муж переезжал в квартиру жены; жена прямо или косвенно распоряжалась всем имуществом, детьми и жизнью мужа. При разводе, так же как и сейчас, ребёнок оставался почти всегда у матери. Это и есть ключевые признаки матриархата — матрилинейность, матрилокальность, распоряжение деньгами и имуществом, общественные привилегии в совокупности с дискриминацией мужчин и культ матери.

Поэтому, так как речь идёт о России с её матриархальным укладом, то первый пункт (материнство) как раз можно исключить, а также и третий (кровотечения в алтаре), по которому можно вести дискуссии независимо от пола. Но сможет ли женщина, при матриархальном устроении общества, отказаться от своего воспитания, традиций, и дать мужчине-исповеднику действительно нужный совет, а не отправить прямиком к бутылке? Именно отношения мужчины и женщины в нашем обществе, как мне кажется, являются серьёзным препятствием на пути к «женскому священству».

Ну а пока мужчины могут облегчённо вздохнуть — ведь действительно, запроса на женское священство в России нет вообще, особенно в православной Церкви.