Жениться на разведённой

2 года назад Симеон Комментарии к записи Жениться на разведённой отключены

«В Священном Писании написано: «что Бог сочетал, человек да не разлучит», «и будут двое одна плоть». В Священном Писании вторичное вступление женщины в брак после развода с первым мужем названо прелюбодеянием, однако много случаев, когда в наше время Церковь венчает такие браки. Почему?» — такой вопрос задаёт Юлия.

«Хотела для себя понять: если девушка вышла замуж и развелась по мирским законом, а второй брак у нее венчанный, для ее второго  супруга будет считаться, что он женился на разведенной (и вытекает ли отсюда «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»)?» — это уже спрашивает читательница портала «Фома.ру».

«Если грех то тогда почему Церковь разрешает 2 и 3 брак? По причине икономии но, что это такое ведь в церкви есть средства для преодоления блудной страсти (это пост, молитва, таинства), а если человек палец о палец не желает ударить для борьбы с грехом, можно ли такого человека считать вообще православным?» — высказывает своё мнение по этому вопросу Антон.

«Очень хотелось бы получить ответ на вопрос, который меня теперь мучает. Несколько лет назад мы развелись с мужем (по моей вине), а затем я вышла замуж за другого (он до этого не был женат). Тогда я ничего не знала о том, что нельзя разводиться и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. С тех пор, как узнала, этот грех меня мучает, получается, сама нагрешила и другого в грех ввела. Что мне делать, как быть, ответьте, пожалуйста» — пишет священнику не назвавшая себя женщина.

Отношение в древности

Открывая Евангелие, в нём можно найти следующие строки, правда, в разных местах и в разных контекстах:

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 32:5).

Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19:9).

Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мф. 10:11-12).

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует ; и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:18).

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться со своим мужем, – и мужу не оставлять своей жены (1 Кор. 7:11).

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцей; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцей, выйдя за другого мужа (Рим. 7:2-3).

Отношение святых отцов

Об этом мы можем прочесть и у святых отцов:

«Женится ли он (разведенный) на неразведенной или же на разведенной, все равно прелюбодействует» (Зигабен, Толкование на Евангелие от Матфея).

«Первый (брак) есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и сей предел, тот подобен свинье, и не много имеет примеров такого срама. Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род» (Григорий Богослов, Творения ч. 3).

«Если, господин, — сказал я, — муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?» И ответил он мне: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии». «Что же делать, — спросил я, — если жена будет оставаться в своем пороке?» «Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния». «Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?» «Если не примет ее муж, он совершит грех великий, — он ответил мне. — Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене . …Итак, заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими — как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы так делалось: пусть не грешит более тот, кто уже согрешил. Что касается прежних грехов его, то есть Бог, который может дать исцеление, ибо Он имеет власть над всем» (Ерм, Пастырь, заповедь 4).

«В чем же заповедь? «Жене не разводиться с мужем » и « мужу не оставлять жены своей». Господь мужей преимущественно имел в виду, заповедуя им «разводиться с женою своею, кроме вины прелюбодеяния» (Мф.5,32). А Апостол эту заповедь наипаче обращает к женам . Верно в Коринфе женщины пользовались большими правами, а мужья давали себе большую свободу. Последних он уже довольно остепенил строгим судом над кровосмесником, применив потом строгость сию и ко всем блудникам и прелюбодеям. Теперь смиряет жен, чтобы не быстро приступали к разлучениям. Почему говорит: «если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» — смирится – помирится. Он не поминает о причинах разлучения, следовательно, какая бы ни была причина. Это сказал он к одной жене ; но как во всей речи его муж и жена у него во всем идут в равенстве, то надо полагать, что это ограничение относится также и к мужу, т.е., что и он, если оставляет жену, пусть остается безбрачным, или да смирится с женою» (Феофан Затворник, Толкование на посл. 1 Кор.).

«Апостол старается сохранить брачные узы не расторгнутыми. Ибо предписывая разлучающемуся воздержание, тем самым удерживает от расторжения брака. Воспрещая сочетаться с другим, понуждает ту и другую сторону возвратиться к прежнему браку». Ограничивает их свободу, чтобы они, хотя бы и были причины к разлучению, охотнее употребляли все средства к примирению, нежели спешили с разводом. Тут не исключается и прелюбодеяние, разумеется под условием искреннего раскаяния со стороны согрешившей» (Блаж. Феодорит).

«Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребывать безбрачною. Ибо когда Господь сказал: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф.5,32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодеяния, а жена неповинна, быв от Господа названной прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?» (Василий Великий, Письмо к Амфилохию о правилах, второе послание, ст. 48).

«Брачный союз с разведенными супругами есть прелюбодеяние! Господь Сам дал точный ответ вопрошающим Его об этом: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5, 32). А вы еще оправдываетесь: «Так она или он свободны, они разведенные» (Иоанн Крестьянкин, Опыт построения исповеди).

Мнения на православных форумах

«Возможно, кто женится на разведенной, по причине ее измены мужу, совершает грех, равный ее греху. Однако смотрите тот эпизод, когда к Христу привели женщину, застигнутую в момент измены мужу, которую он не позволили побить камнями, и на каком основании» — пишет об этой проблеме Светлана, участник форума orthodoxy.cafe.

«Христианам разводиться нельзя на основании высказываний в от Матфея 19:3-9. Но если очень хочется, то разводят» — излагает своё мнение Михаил.

«Повторное венчание допускается при смерти первого супруга или при зарегистрированном церковном разводе. Церковный развод осуществляется прявящим архиереем епархии при выяснении причин. Причины, по которым может быть допущен развод см. в Основах соц.концепции РПЦ: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» — цитирует документ Евгения, активный участник православного форума.

Современное отношение

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Действительно, если мужчина женится на разведенной женщине, он прелюбодействует. Но только в том случае, если виновна в предыдущем разводе его будущая супруга. Если она – инициатор без серьезной причины к разводу (измена, угроза жизни), либо она не понесла серьезной епитимии после инициированного развода – то мужчина прелюбодействует.
Брак – это не только венчание, зарегистрированный в ЗАГСе брак – законен перед Богом. Хотя, конечно, для воцерковленных христиан венчание обязательно.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В Нагорной проповеди Господь не предлагает развернутого законодательства о семье, а говорит только о чистоте христианского брака. Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о виновной стороне. Если брак распался из-за прелюбодеяния одного из супругов, то человек, вступающий и ним в брак также причастен к греху прелюбодеяния.

Такое понимание нашло отражение и в правилах Православной Церкви. Если брак распался по причине прелюбодейства, то полагается исследовать. Если подтвердится преступление одного из супругов, то ему полагается епитимия (духовное наказание). Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения.

Отвечает протоиерей Андрей:

Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора (315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу — от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

При этом он добавляет, что если один из супругов не был венчан, венчание совершается полным чином, а не чином второбрачных — значит и благословение подаётся.

Для полноты ответа хотелось бы напомнить, что Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28,39)».

И помните: «нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного«.