Второе венчание

1 неделя назад Симеон 0

Совсем недавно Рунет был шокирован повторным венчанием известной российской певицы Аллы Борисовны Пугачёвой и юмориста и телеведущего Максима Галкина.

Алла Пугачёва и Максим Галкин. Повторное венчание

При этом Алла Пугачёва и Максим Галкин объяснили своё решение обвенчаться после шести лет брака и первого венчания Аллы Борисовны с Филиппом Киркоровым:  «Спасибо всем за поздравления!!! Я всю оставшуюся жизнь буду каяться за первое венчание и просить прощения у Бога. Это был необдуманный, спонтанный и достаточно наивный шаг. Бес попутал. Слава Богу, что мне ещё можно второй раз венчаться. Сегодня это осмысленное и праведное действо во имя любви и верности до конца моих дней. Господи! Продли мою счастливую жизнь, как можно дольше в здравии и благополучии моего мужа и детей. Аминь», — написала Пугачёва в своём Инстаграме.

Как ни странно, первым, прокомментировавшим эту новость, стал епископ Егорьевский Марк, причём ещё в 2008 году, когда поползли первые слухи о возможном повторном венчании: «Алле Борисовне Пугачёвой нужно больше думать о покаянии, чем о сожительстве с очередным мальчиком”, — заявил он. Далее он сообщил, что сделал это по прямому указанию патриарха, хотя сам был против: «Мне передали устно, что Святейший  не возражает. Лично я бы без благословения Святейшего, учитывая, что это не первый брак и тем более звезды шоу-бизнеса, венчать их не стал бы«. Епископ раскрыл и причину своего нежелания: «У меня сразу сложилось впечатление, что Филипп и Алла — очень разные люди. Мне как духовному лицу не хотелось просто участвовать в шоу, всё-таки это венчание, а не светский раут«.

Марк (Головков), епископ Егорьевский

С Марком состязается известный диакон и богослов Андрей Кураев, давший свой комментарий на эту тему ещё девять лет назад: «При всем уважении к Алле Борисовне надо заметить, что у нее все-таки скорее появятся правнуки. Поэтому никакой необходимости в заключении такого брачного союза не было. По церковным правилам это недопустимое венчание. В порядке крайнего снисхождения церковь допускает третий брак. Причем не надо лукавить и считать только венчанные браки, речь идет о всех. У уважаемой Аллы Борисовны их было гораздо больше. Даже царя Ивана Грозного за фокусы с венчанием отлучали от церкви» — сообщил отец Андрей «Российской газете». Кроме того, он высказался и на тему повторного венчания:

Поначалу в храме Духовной миссии РПЦ в Иерусалиме ее венчал иеромонах Марк (Головков). Венчал «за послушание». По прямому приказу руководителя ОВЦС митр. Кирилла. И стал митрополитом. На днях ту же старушку венчал священник из подмосковной епархии Ювеналия, который предпочел скрыть свое лицо. А чего так? Какой «миссионерский» повод! На обложку «Фомы»! Кстати, первым священником, без осуждений крестившим первое звездное суррогатное дитя (у Алены Апиной; крестным стал Борис Моисеев), был … все тот же митр. Кирилл. Так что венчавший тоже достоин быть митрополитом. Да, а что за архиерей снял церковное благословение на брак с Киркоровым? Это ж должен быть московский правящий… Ой, неужто опять владыка Кирилл? И кто провел для новобрачных полагающиеся приуготовительно-катехизические беседы?

Диакон Андрей Кураев

Стоит напомнить, что официально Алла Борисовна Пугачёва была замужем пять раз: четыре года за литовским цирковым артистом Миколасом Орбакасом, от которого родила Кристину Орбакайте; три года за кинорежиссёром Александром Стефановичем; восемь лет за продюсером Евгением Болдиным; одиннадцать лет за певцом Филиппом Киркоровым; и с декабря 2011 года — за юмористом Максимом Галкиным, с которым начала встречаться в 2001 году. В последнем браке Пугачёва воспитывает дочь и сына, которых паре выносила и родила суррогатная мать.

Что касается Максима, он так заявил в своём недавнем интервью: «Недавно я стал православным. Это случилось около полутора лет назад. меня крестили в небольшой скромной церкви. Решился на это осознанно. Если ты любишь человека — почему нет? Я долго шёл к этому, и сам для себя это решил. Хорошо, когда в семье все одной веры. У меня брат и его семья — православные, отец был православный. Алла и наши дети — тоже. Так что уж куда мне деваться». Юморист также отметил, что его венчание с Пугачёвой прошло в небольшом подмосковном храме, а также то, что его супруга получила в РПЦ специальное разрешение на повторное венчание.

Мы обратились с вопросом об отношении православных верующих к такому событию к миссионерам, духовникам, известным православным блогерам. Но не все решились прокомментировать это событие. «Честно признаться, это далеко не самая для меня интересная тема«, — написал нам в ответ известный священник, блогер, миссионер Филипп Парфенов. Однако, в своём «Живом Журнале» он дал следующий комментарий:

Я согласен в общем, что в данном случае многое не было продумано ни со стороны того священника, ни вышестоящим епархиальным руководством, если тот священник обращался за соответствующим благословением. Тем более, что Пугачева была уже однажды венчана с Киркоровым в Иерусалиме в 1994 году. А до того у неё же был не один брак в любом случае, пусть даже не венчанный (в древности эта разница между церковными и гражданскими браками не считалась, да и сам чин венчания всё-таки довольного позднего происхождения). Да и её возраст, 68 лет, также вызывает вопросы… И разница в возрасте между ней и супругом. Как их венчали? Тоже множество вопросов. Судя по видео, где зафиксированы соответствующие песнопения, чин венчания был торжественным, то есть, тем самым, которым венчают людей, впервые вступающих в брак. Но есть вообще-то и другой чин, для второбрачных, менее торжественный и более покаянный по настрою, и аналогичный ему есть чин венчания супругов, много лет проживших в браке без церковного благословения, предлагаемый в 4-м томе «Настольной книги священнослужителя». Может быть, пошли на торжественный вариант ради Галкина, у которого, в отличие от Пугачевой, был первый брак? Но и здесь, учитывая уже несколько лет, прошедших после их фактического соединения (слухи об их венчании были еще в 2008 году, и это зафиксировано в прессе! Скорее нужно было бы видоизменить саму церемонию венчания, что было ли сделано, судя по всему, совсем не ясно (доступное видео скорее не подтверждает эту версию). А если не было, то вполне могли читаться тогда такие слова, обращенные к молодоженам: «…благослови этот брак и подай этим рабам Твоим (имя) и (имя) жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец. Сподоби их увидеть детей у детей своих, ложе их в безопасности от козней вражиих сохрани… Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное… И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их… Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми» (привожу слова молитв в русском переводе). И тогда уже получилась бы полная профанация всего богослужения!

Учитывая то, что по церковному учению, семья, освященная в таинстве Брака, является «малой церковью», лучше было бы предложить этим супругам некий испытательный срок, в течение которого они могли бы подтвердить, что намерены быть действительными, а не мнимыми членами Церкви. Тем более, принимая во внимание, что оба супруга с готовностью пошли на так называемое суррогатное материнство, что церковью совершенно не приветствуется. Но этого сделано не было, поскольку этого не делалось и для остальных венчающихся в целом, ни в 90-е годы, ни сейчас в большинстве случаев не делается! И Пугачева с Галкиным об этом в общем в курсе. И тогда, если бы им вообще отказали в венчании, с их стороны неизбежно последовали бы вопросы: но ведь вы других венчаете во многих подобных случаях! И возразить на это, учитывая современную приходскую практику венчаний, будет нечем. Этот прецедент лишь выявил более выпукло нашу общую поверхностность в подходе к церковному благословению брачных союзов, когда во многих случаях дело решают лишь деньги и связи.

Православный блогер Иван Кравцов: «Не знаю, что писать. Ну обвенчались. Ну второй раз. Ну косяк — всё-таки брак уже пятый вроде у неё. Но разрешение если в Новодевичьем получили, то ладно. Это же по сути такое же таинство, как исповедь и литургия — если ты идёшь с профанацией к таинству в душе, то и получишь профанацию. Короче слава Богу, дай Бог им счастья«.

Первое венчание Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова

Ещё более резко отказались от комментариев представители зарубежной Православной Церкви. Зато подробный и развёрнутый ответ написал нам православный лектор, автор книги «Преображение скорби», блогер Александр Сафонов:

Факт повторного венчания Пугачевой не должен ни в коем случае печалить или сбивать с толку православных христиан. Во-первых, по канонам Православной Церкви венчаться можно трижды. (На огласительных беседах однажды какая-то юная девушка, когда я сказал про «трижды» не удержалась и с какой-то невероятной радостью воскликнула: «На одной и той же!?». Я очень смеялся: пришлось даже занятие приостановить).

Но дело вовсе не в количестве и не в канонах. Дело в том, что именно видят люди в этом таинстве! Поверьте катехизатору со стажем, люди лучше крещение понимают, чем венчание. Они ко мне приходят на беседу с мыслью: «Какая-то клишированная чушь!»

В чем-то они правы: таинство венчания появилось в Церкви последним, оно и содержит в себе символически все остальные таинства: супруги пьют из рук священника кагор по-очереди (это символизирует Причастие), ходят вокруг аналоя, символизируя Крещение («Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…) и так далее. Но раньше в Древней Церкви люди не венчались. Просто юноша и девушка приходили в храм к своему священнику и причащались из одной чаши (потира). И священник объявлял с амвона: «Се — муж, а се — жена!» И все, брак состоялся.

Потом надо отметить, что для Православной Церкви любой официальный брак является браком, и никто не вправе обвинять мужа и жену в блуде, если они расписаны ЗАГСом. Так было еще в Древнем Риме, когда христианки выходили (иногда и силком) замуж за язычников-римлян. Или уже позднее, в Средневековье, когда становились женами мусульман: брак есть брак, и Церковью он признавался.

Поэтому важно понять, что для «молодых» вообще означает «повенчаться»? А уж второй или третий раз — это дело пятнадцатое, мы все не без греха, мы все падаем — кто на чем подскользнется, — и все потом встаем так или эдак.

Смысл брака мне как-то рассказал один афонский монах S., русскоговорящий. И после его объяснения я всегда всем, собирающимся венчаться, этот рассказ рассказываю:

Посмотрите, человек уходит в монастырь и становится послушником. Он уже носит подрясник, и работает на братию, но в любую секунду он может уйти: «А, да пошло оно всё! Надоело!» В проекции на брак — это помолвка. Если невесте будет вдруг невмоготу, он может ее расторгнуть, и никто «расстригой» ни ее, ни жениха не назовет.

Но вот послушник принимает постриг, малую схиму, становится иноком. Всё, он уже обручился Христу, обязался Ему, и если инок уйдет из монастыря — это уже беда. Он работает на братию и на Бога в поте своего лица, пашет от зари до зари. В проекции же на брак: это обручение. Обручившиеся друг другу муж и жена теперь будут работать друг на друга в поте лица своего не смотря ни на что. Как мантию дают иноку, так мужу и жене — кольца.

Но есть высшая ступень: великая схима! Человек становится схимником. Он уже не работает на грядках или в котельной, он уже не просто обручен Богу — он с ним одно! «Так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 6).
Так и муж с женою — а это называется «венчание», — уже не обстирывает жена мужа, а муж не тащит в дом деньги, нет-нет! Они становятся единым целым! Конечно, посуду мыть продолжают по-очереди, аванс жене отдают и брюки мужу гладят, но факт в том, что как и в великой схиме: они уже одно, вы уже делаете не «ради» и не «для», а делаете, потому что это — единственно естественное поведение, как слезы или улыбка: вы же не плачете «для кого-то» и не улыбаетесь «ради кого-то»!

Если исходить из таких понятий, то повторное венчание выглядит каким-то глупым. Но в случае с Пугачевой, боюсь, всё выглядит совсем иначе. Увы, не понимающая смысла венчания, Пугачева считает, что это еще один из обрядов, который нужно почему-то совершить. Ну, в таком случае: ничего страшного, пусть хоть сто раз венчается!

Видите ли, всё упирается в любовь. Если ты готов разделить с человеком всё на свете: и ужасные болячки, и обидные ошибки, и какие-то головокружительные взлеты — в общем всё на свете, тогда второй раз венчаться ты не будешь. А зачем?

Осуждать Пугачеву ни в коем случае нельзя: это ее жизнь. Можно только порадоваться за нее: «ну раз так, то так», а нам самим следует всегда помнить: Любовь — это не только красивые коленки жены и нежные объятья по всякому пустячному поводу, любовь — это военный госпиталь. Куда несут без рук, без ног, искалеченных, гнойных из окопа солдатиков, и если ты их воспринимаешь, как «тьфу, какая гадость», то не было у тебя никакой любви. И венчания, даже если оно было — не было! Такие дела.