Время прославления князя Владимира и судьба его мощей

12 месяцев назад Ярослав Хижняк Комментарии к записи Время прославления князя Владимира и судьба его мощей отключены

Проблемы становления почитания князя Владимира и времени его канонизации остаются дискуссионными. Очень рано, уже вскоре после окончания усобицы Владимировичей, деятельность Крестителя Руси была осознана русскими людьми как благодатный подвиг равноапостольного государя (1).

Когда и при каких обстоятельствах был прославлен князь Владимир — неизвестно. Историк Русской Церкви Е. Е. Голубинский дважды обращается к этому вопросу. В первый раз об этом пишет в своей «Истории Русской Церкви». Он говорит: «Прославлен весьма нескоро. Предполагаю, что она (причина) заключалась в тех его изобильных пирах, которые смущали и затрудняли совесть народную признать его святым, ибо пиры и святость должны были представляться вещами трудно совместимыми… Он мог быть признан святым, когда живая память о пиршествах, наконец, совсем исчезла, оставшись только в былинах народных, и когда он остался в представлениях народных только крестителем Руси».

Второй раз о прославлении князя Голубинский упоминает в своей специальной монографии «История канонизации святых Русской Церкви». Здесь Евгений Евсигнеевич пишет: «Он очень не скоро прославлен в лике святых формальным образом (препятствие — отсутствие чудес). Установлено было празднование его более или мене вскоре после 1240 года и не в Киеве, а в Великом Новгороде. 15 июля 1240 года в день его преставления, новгородцы под предводительством Александра Невского одержали победу над шведами. В Новгороде в память этому событию установлено празднование кн. Владимиру. Но не позже 1263 года, когда умер князь Александр Невский. В его житии, написанном вскоре после преставления упоминается этот праздник. Так как в Новгороде не могло быть и речи о чудесах при гробе Владимира, который в Киеве в нашествии Батыя был погребён под развалинами Десятинной церкви 6 декабря 1240 года, то необходимо думать, что празднование ему было установлено не как чудотворцу, а как равноапостольному крестителю Руси, как Константину Великому» (2).

Вместе с тем, существует еще одна точка зрения (И. И. Малышевский, М. Славнитский, М. С. Грушевский, Г. П. Федотов, Водов и др.), согласно которой о канонизации Владимира нельзя говорить до сер. XIII в. Указывается, что:

1) эпитет «святой» впервые применяется к Владимиру в Галицко-Волынской летописи, в части, созданной, вероятно, в 1261 г.;

2) первое известие о храме, посвященном Владимиру относится к 1311 г., когда архиеп. Давид поставил в Новгороде каменную надвратную церковь святого Владимира;

3) в составленном в 80-х гг. XIII в. житии св. кн. Александра Невского упоминание о том, что Невская битва со шведами 15 июля 1240 г. произошла не только в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, и святых мучеников Кирика и Иулитты, но и святого князя Владимира, крестившего Русскую землю, есть только в варианте, представленном в Лаврентьевской летописи, тогда как в других, более ранних, редакциях слов о Владимире нет; это заставляет квалифицировать данный текст как позднейшее добавление.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Возможно, в первое время почитание Владимира пребывало в тени рано установившегося празднования святым Борису и Глебу, так что и церковное поминовение его происходило не самостоятельно, под 15 июля, а в дни памяти его сыновей-страстотерпцев (3).

Что до судьбы останков Владимира, то известно, что после своей кончины в любимом селе Берестове в 1015 г., бояре сначала скрывали смерть Владимира, потому что он не сделал распоряжения относительно своего преемника. Позже его тело было погребено в Десятинной церкви (4).

Мраморный саркофаг Владимира в Десятинной церкви, по свидетельству Титмара, был установлен рядом с саркофагом Анны, посреди храма, что было нетипично для византийской традиции, воспроизводя скорее центрально-европейскую практику (по мнению Поппе, такая постановка раки могла быть связана с подготовкой канонизации Крестителя Руси). Гроб и мощи Владимира были утрачены в кон. 1240 г., оказавшись погребены под развалинами Десятинной церкви после захвата Киева монголо-татарами. В 1632–1636 гг. при разборке руин с целью возведения нового храма по повелению Киевского митрополита Петра (Могилы) были якобы обнаружены то ли два, то ли один мраморный саркофаг с останками, которые свт. Петр счел за мощи Владимира согласно найденной при гробе надписи; затем саркофаги были закопаны снова.

Череп останков, найденных свт. Петром, был перенесён им в Успенский собор Киево-Печерской лавры, откуда незадолго до начала Великой Отечественной войны отправлен в Ленинград с целью создания скульптурной реконструкции по методу Герасимова (в настоящее, время местонахождение неизвестно). Нижняя челюсть была в 1638 г. подарена митр. Петром царю Михаилу Федоровичу и хранилась в Успенском соборе Московского Кремля (мощи Владимира упоминаются в описи Успенского собора за 1701 г. и в описи Образной палаты Московского Кремля за 1669; в настоящее, время не сохранились). Кисть руки была положена в киевском Софийском соборе (исчезла, вероятно, во время Второй мировой войны). Однако надпись, цитируемая в описаниях обретения мощей, явно позднего происхождения и содержит фактические несообразности (погребение Владимира и Анны в одном гробу, датировка от Рождества Христова и т. д.); кроме того, в этом погребении, заново раскопанном киевским архитектором H. E. Ефимовым в 1826 г., обнаружились саркофаги, не соответствующие описанию времени свт. Петра. Все это заставляет усомниться в отождествлении останков, обнаруженных в 30-х гг. XVII в., с мощами Владимира (5).

Примечания:

  1. См.: Назаренко А. В. Владимир (Василий) Святославич / Церковное почитание // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 701.
  2. См.: История Русской Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.kdais.kiev.ua/files/istrus2kl.pdf (дата обращения 02.09.17.).
  3. См.: Назаренко А. В. Владимир (Василий) Святославич / Церковное почитание. С. 702.
  4. См.: Экземплярский А. Э. Владимир Святославич // Энциклопедический словарь. СПб: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1892. Т. VI А. С. 655.
  5. См.: Назаренко А. В. Владимир (Василий) Святославич / Судьба останков // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 701.

В оформлении использована фотография иконописной мастерской «Канон и традиция» (Палех).