Вопросы Георгию Эдельштейну

1 год назад Симеон Комментарии к записи Вопросы Георгию Эдельштейну отключены

Мы уже писали об отце Георгии, однако здесь хотели бы обратить внимание, что у прихода села Карабаново, где он служит, есть сайт, на котором можно задать вопрос — и получить от него самого ответ. Сайт находится по адресу: http://karabanovo.prihod.ru/vopros_svjashhenniku и http://karabanovo.prihod.ru/bibliocat/view/id/14759 (архив вопросов).

Ниже мы приведём несколько вопросов и ответов с сайта данного прихода.

24 Ноября 2015

Роман спрашивает:
Если человек атеист, богохульник, или еретик (по мнению Церкви), следует ли с ним дружить и иметь общение? Или следует отвращаться после одного-двух попыток переубеждения? (По словам Апостола Павла)

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Роман!
Среди моих друзей было несколько человек, которых можно назвать Вашими словами — богохульник, еретик. По-моему это были очень хорошие люди, которые искали Бога, но путь их был более трудным, чем мой. За всю жизнь я встретил только двух людей, которых назвал бы безбожниками. Один из них учился со мной в аспирантуре, французский коммунист, который постоянно старался быть максимально грязным и духовно и физически. Он люто ненавидел Хрущёва за так называемое «разоблачение культа личности». Если разговоры с кем-то на темы о Боге, Церкви кажутся Вам богохульными — не ведите их, но апостол Павел всю жизнь не переставал говорить об Иисусе Христе со всеми, кто соглашался его слушать. Мне кажется, что дружить можно с любым человеком без исключения.

17 Января 2017

Глеб спрашивает:
Уважаемый о. Георгий!
Вы часто говорите, что житие Матроны Московской является фальсификацией. Где можно было бы найти подробную и достоверную об этом (фальсификациях) информацию, чтобы узнать проблему глубже?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Глеб!
Прочтите первоисточник жития Матроны, брошюру З.Ждановой, изданную Голутвинским монастырём, и Вы сами легко убедитесь в этом.

23 Ноября 2015

Павел спрашивает:
1. Как реагировать на действия православных активистов, таких как Дмитрий Энтео?
2. Не просторах интернета существует сайт antimodern.wordpress.com , на котором в жесткой форме обличаются в ереси и модернизме многие известные церковные деятели, такие как о. Георгий Флоровский, о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков, о. Александр Шмеман, митр. Антоний Сурожский, о. Николай Афанасьев, о. Александр Мень, Иоанн Мейендорф и другие. Как относится к подобной оценки этих деятелей? Под чьей юрисдикцией находится этот сайт? И имеют ли авторы право выносить такие вердикты от лица Церкви?
Спаси Бог!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Павел!
1.Для меня здесь главный вопрос — это вопрос об имени. Я бы назвал таких людей православными хулиганами. Ничего добавить не могу.
2.Я не богослов. Мой ответ может быть только дилетантским. В течение 10 лет мне пришлось читать труды святых отцов III-VII веков — я работал над докторской «Свято-отеческое учение о языке». Все святые отцы были модернистами. Модернистами были отцы I Вселенского собора. Термин «Единосущный» в Новом Завете не встречается. Вы знаете, какие споры были об этом слове. Термин «Троица» в Новом Завете не встречается. Если говорить об авторах, которых Вы перечисляете, мне кто-то более интересен, кто-то менее. Мне кажется, что любой христианин, который серьёзно относится к богословию, должен внимательно и регулярно читать этих авторов. Модернистом был Паисий Величковский, модернистом был Сергий Радонежский, модернистом был Нил Сорский. Богословие не кладбище, оно движется и развивается модернистами.
Церковь что-то в их учении принимает, что-то отвергает. Вы знаете, что учение о Софии о.Сергия Булгакова было отвергнуто. Мне кажется, что эта тема слишком обширная, чтобы отвечать на неё в коротком письме в интернете.
Большое спасибо за вопросы. Простите за столь долгое молчание.

04 Января 2017

мария спрашивает:
О. Георгий! Узок путь спасения для православных христиан, и каждый думает о том, спасётся ли он. Ответ на этот вопрос мы получим после Страшного Суда Христова. Но как не свернуть с Пути Христова, имея в руководство себе только Священное Писание и Предание.Вокруг меня нет священника, к которому бы мне хотелось постоянно ходить на исповедь, потому и исповеди мои похожи на выбранные из разных мест куски одного литературного произведения, но расположенные беспорядочно и хаотично, без начала и конца. А вопрос мой такой: «Спасутся ли те христиане, которые примкнули к общине о. Георгия Кочеткова? Там звучат такие слова, как «братство», «семья», «взаимопомощь»? В каждом храме своя симфония. Я много лет хожу в один храм, священники менялись многократно,а в душе моей никаких изменений, она всё больше остывает и становится апатичной.

Фото: Сергеи Лоико / Facebook

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Милая Мария!
Ходите на исповедь не к попам, а к Господу нашему Иисусу Христу. Перед каждой исповедью священник читает молитву: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Относитесь максимально серьезно к этим словам. Дальше священник говорит: «Аз же точию свидетель есмь…».
1. С вопросом ‘кто спасется?’ обратитесь к Господу нашему Иисусу Христу. Если мы знаем это сегодня, зачем Страшный суд?
От настоятеля прихода — Иванов, Петров, Сидоров, Кочетков… — спасение не зависит. На вопрос ‘кто спасется’ отвечает Евангелие.
2. У любого человека без исключения, в том и числе и священнослужителя, когда-то остывает душа. Читайте Книгу Иова. Потом она опять согреется, надеюсь.
Буду благодарен, если вы напишете еще что-то о своей жизни.

07 Июля 2014

Сергей спрашивает:
Добрый день. Как посоветуете относиться к тому, что некоторые батюшки служили КГБ и Церкви одновременно? Какой — то осадок от этого… Со скандалов торговым в девяностые смирился, ну все бывает, а вот это как — то корябает душу.. Хотя понимаю, что не все, и пытались как — то выживать, но все равно грустно и противно…

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Сергей!
25 лет назад этот вопрос меня тоже очень беспокоил. Насколько могу судить, я был первым священнослужителем Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который публично поднял этот вопрос, моё интервью «Чекисты… в рясах» было напечатано в еженедельнике «АиФ» через несколько дней после ГКЧП. Какие-то другие материалы частично напечатаны в книге «Записки сельского священника» и на сайте нашего прихода в разделе «Библиотека». Священнослужители — обычные люди. Сексотами были и писатели, и композиторы, и офицеры, но епископы и священники подвергались государственной машины намного больше всех других людей. Думаю, надо простить доносчиков, как мы прощаем людям прочие грехи. Пусть их судит Господь.

01 Января 2017

Владимир спрашивает:
Батюшка, почему в настоящее время не предпринимается усилий правящей церковью наладить и укрепить связи и отношения с церковью древлеправославной? Ведь по итогу все равно придется мириться и объединяться всем воедино- а соответственно сказанному- и каяться всенародно- вот только НЕ ИМ, а НАМ, гигантскому кораблю,с надутым парусом, идущему единственно правильным курсом… Семь веков от Византии принятого вероисповедания славили Бога право, а вдруг: порешали-порешили и стало всё по-новому, не перекликнулось ли с обновленчеством 20-го века? А может, с предательством Царя Православного Николая Александровича? Но- всяк человек- ложь (пс.115)может, я не понимаю чего, Христа ради объясните!!! (г.Городец,Ниж.области,это прямо рядом)

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой брат Владимир! Две тысячи лет мы ежедневно свидетельствуем, что мы веруем во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь. Менялись князья, менялись иерархи, а Церковь оставалась Единой Святой Соборной Апостольской Церковью. Я верую и исповедую, что верую в Церковь, а не в Государя-Императора Петра-I или Николая II.
Церквей столько, сколько Христов, ибо Церковь — Тело Христово.
Верую и исповедую, что мы с вами в одной Церкви. Надеюсь, что в ХХI веке это будет сказано вслух вашими и нашими епископами.
Христос посреди нас.

28 Декабря 2016

Мария спрашивает:
Я спросила одного священника о книгах Александра Меня:» Можно ли их читать?. Он не смог ответить — он их не читал. Мой вопрос — какие книги Меня читать можно, а какие нежелательно. Кстати, книги Меня мне нравятся, особенно » Сын Человеческий». Спасибо за ответ, отец Георгий. Отношусь к Вам с большим уважением и очень ценю Ваше мнение.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Я думаю, что можно читать все книги о.Александра Меня. Саратовский архиепископ Пимен рекомендовал книгу «Сын человеческий» всем верующим и неверующим. Мне самому эта книга не очень нравится, за что Пимен меня укорял. Думаю, что в Вашем вопросе не следовало бы писать о священнике, который не читал книги о.Александра. Простите, но это не тактично. Я, например, так и не прочитал «Войну и мир»

06 Января 2014

Марина спрашивает:
Отец Георгий, но как это осуществлять на практике? Если личный грех господина N — обжорство, то мне его жаль, и Бог ему судья. Если господин N своим личным грехом травмирует душу моего ребенка, разве буду я ждать, пока что-то сдвинется во всей «системе», если в ней очевидно, как Вы правильно сказали, «много лет» ничего не сдвигается? (Кураев тоже сказал,что каналы самоочищения нашей Церкви плотно замусорены) Как же остановить конкретное зло происходящее сейчас? Ведь и Христос иногда обличал всю фарисейскую «систему» , а иногда просто брал в руки бич.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Милая Марина!
«Зри в корень!» — учили нас 150 лет назад.
«Остановить конкретное зло, происходящее сейчас,» невозможно. Лечить следует не прыщик (симптом болезни, гнусный, зловонный, но лишь симптом), а саму болезнь.
Была в Советском Союзе некая контора. Вывески на фасаде здания много раз менялись (ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ etc.) и марионетки в большом кабинете менялись (Г.Ягода – Н.Ежов – Л.Берия), но контора оставалась неизменной.
Епископы-содомиты вольготно чувствуют себя в Московской Патриархии потому, что принцип соборности у нас полностью замещён принципом демократического централизма. Во главе – пародия на Генсека, рядом с ним, на ступенечку пониже, им же формируемое «митрополитбюро». Они подбирают, рукополагают, назначают, перемещают епископов. Епископ в епархии сам вершит суд и расправу – рукополагает, назначает, перемещает. Все на всех уровнях в Московской Патриархии в равной мере бесправны и безгласны.
Сегодня Некто (имярек) – Управляющий делами Патриархии, или Председатель ОВЦС, или епископ Минский (Кишиневский, Ташкентский) и, следовательно, постоянный член того самого митрополитбюро. А завтра его – «благодарить за понесённые труды» и отправить в Пермь, в Якутию, на Камчатку: пусть на собаках епархию объезжает. De jure – «ради пользы Церкви», de facto – «сиди тихо, не вякай».
За 25 лет не было ни одного случая на наших ежегодных епархиальных собраниях, когда кто-то задал архиерею «неудобный» вопрос или усомнился в каких-то решениях Владыки. Впрочем и на Архиерейских соборах в Москве такая же тишь и благодать.
Нет в нынешней России твари более униженной и бесправной, чем православных священнослужитель перед лицом своего епископа. Ленинско-сталинская модель построения общества, большевистское понимание свободы и гласности остаются незыблемым фундаментом Московской Патриархии. Какие-то предпосылки болезни существовали давно. В середине позапрошлого века славянофил И.С. Аксаков писал:
«Вся беда оттого, во-первых, что у нас, в обществе, понятие о «святой, соборной и апостольской церкви» нередко отождествляется с понятием о временном церковном управлении, об её официальном представительстве, — приурочивается, так сказать, к личному, временному составу церковной иерархии.
Во-вторых, от того, что общество, при всей искренности своей веры, до такой степени привыкло к безгласности и потёмкам, что дневной свет правды невольно его раздражает, и свободы оно пугается. Вообще у нас в России, в деле церкви, как и во всём, ревнивее всего охраняется благовидность, — и этим большею частью и удовлетворяется наша любовь к церкви, наша ленивая любовь, наша ленивая вера! Мы охотно жмурим глаза, и в своей детской боязни «скандала» стараемся завесить для своих собственных взоров и для взора мира – многое, многое зло, которое, под покровом внешнего «благолепия», «благоприличия», «благообразия», как рак, как ржавчина, точит и подъедает самый основной нерв нашего духовно-общественного организма. Конечно, преступен тот, кто ради личной потехи кощунственно издеваясь, выставляет миру на показ срамоту матери; но едва ли менее преступны и те, которые, видя её срамоту, видя её страшные язвы, не только не снедаются ревностью об её чистоте, чести и излечении, но из ложного опасения нарушить благочестие, а в сущности, всего чаще, по лени и равнодушию, дают, почти заведомо, укорениться злу и недугам – мерзости запустения на месте святее».
Коммунистический режим стократно усилил болезнь. Десятилетие за десятилетием шла кропотливая работа: вперёд и выше по иерархической лестнице продвигали самых лживых, самых бесстыжих, самых лояльных людоедскому режиму. И очень желательно – с червоточинкой; например, содомитов: так ими проще и легче управлять, «завтра мы о твоём паскудстве в газетах расскажем». Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина.
Московская Патриархия – это бюрократический аппарат, созданный по образу КПСС. Я полагаю, когда мы перестанем лгать, когда научимся говорить правду, когда отвергнем сергианство-никодимовщину, отвергнем принцип демократического централизма и возвратимся к принципу соборности, ни один содомит не будет избран ни инспектором семинарии, ни ректором, ни игуменом, ни епископом.
Думаю, полезно прочитать статью Николая Митрохина http://grani.ru/opinion/mitrokhin/m.223102.html
Я согласен с Николаем далеко не во всём, постараюсь через неделю напечатать комментарии в своём ЖЖ.

11 Декабря 2016

Мария спрашивает:
Как быть, если у меня не получается достойно почитать Матронушку Московскую и поклоняться её мощам, когда они прибывают в наш храм. Является ли это грехом? В книгах о ней я не нахожу ничего, что затронуло бы мою душу.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Мария!
Думаю, что Вы знаете, что Церковь Христова состоит из двух частей: Церкви земной, воинствующей и Церкви небесной, торжествующей. Мы должны быть вежливы со всеми без исключения членами земной Церкви, но это не значит, что Вы обязаны приглашать всех людей к себе в дом. Иногда мы обращаемся с молитвой ко всем святым, но у каждого человека есть, если можно так выразиться, близкие ему святые. Я почти никогда не обращаюсь с молитвой к благоверным князьям. Мне очень близки Новомучениеи и исповедники Российские. Св. Матрона Московская причислена Церковью к лику святых, но это не значит, что Вы обязаны к ней обращаться.

17 Июня 2014

раб Божий Глеб спрашивает:
Как вы относитесь к записям «служки» Святого Серафима Саровского — Николая Александровича Мотовилова. И к пророчеству о воскресении Святого Серафима.
«Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему…
Пророчество о будущем воскрешении Серафима Саровского.»

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Глеб!

Я отношусь к любым словам Серафима Саровского так же, как к проповедям моих собратьев-священнослужителей. Я не выделяю Серафима Саровского из всего сонма святых. Что-то в его словах правда, что-то ошибка. Хотя в моей жизни Серафим Саровский занимает совершенно особое место. Первый раз я переступил порог православного храма в ноябре 1949 года. Это было в Курске. Я работал рентгентехником в туберкулёзном диспансере, и моя ровесница медсестра позвала меня в церковь: «Юрка, пойдём, там будут рассказывать о 70-летии Сталина».

Я не знал, что такое церковь, о чём там рассказывают, слушать о Сталине мне вовсе не хотелось. Но эта девчонка мне очень нравилась, поэтому я согласился и пошёл. Теперь понимаю, что это было всенощное бдение в субботу. Служил курский епископ, было много народу, душно и непонятно. Я достоял до Великого славословия и ушёл, твёрдо решив, что никогда больше в церковь не пойду. Это был курский Сергиево-Казанский кафедральный собор на улице Максима Горького. В 1955 году я был крещен, в 1956 твёрдо решил стать священнослужителем. Обращался к двадцати или больше епископам – в России, на Украине, в Средней Азии. Мне неизменно отказывали. В ноябре 1979 года, ровно через тридцать лет, может быть с точностью до одного дня, в том же кафедральном соборе меня рукополагал архиепископ Хризостом.

Это тот храм, о котором рассказывается в житии Серафима Саровского, во время строительства которого он мальчиком падал, но остался жив. Если хотите, можете считать, что меня привёл в Церковь именно Серафим Саровский, что по его молитвам я стал священником. На служение в Церкви меня благословил в Симферополе архиепископ Лука в день его 80-летия.
Считаю нужным повторить, что, по моему глубокому убеждению, все святые, в том числе и Серафим Саровский, – обычные люди, такие же как мы с вами. Они в Церкви торжествующей, мы – в Церкви воинствующей. Их проповеди не являются частью Священного Писания и, повторяю, частично это правда, частично – ошибка, заблуждение. Как бы вы ни воспринимали записи Мотовилова, это ваше личное дело, ваше личное убеждение.

04 Июля 2016

Марина спрашивает:
Батюшка, Георгий здравствуйте. Меня зовут Марина. Я сирота при живой матери, так вышло. Отец умер, бабушки и дедушки тоже, дядей и тётей нет, сестёр и братьев тоже. Есть сводный брат, но мы не общаемся, так родительница( я так называю мать по документам) Прости Меня Господь, колдует на меня на собственное дитя, уже много лет и не скрывает этого! Я больше не страдаю от того, что не общаюсь с ней и со сводным братом, я очень давно живу одна и просто смирилась с судьбой. Но я борюсь , жила на Ските, совершаю паломничество по монастырям, по святым Источникам, благодаря этому она ещё не выпила до конца мою кровь и жизнь! Батюшка, все священно служители, монахини в основном разводят руками, с любовью ко мне с душой говорят честно, что не знают как мне помочь. Батюшка, я так больше не могу! Она с детства рушила мою жизнь, говорила прямо в лицо что не хотела меня рожать, но вопреки ей, я жила очень хорошо пока была жива бабушка , а когда бабушка ушла, родительница дорвалась до меня и вот уже 6 лет я просто выживаю, как могу с Божией Помощью! Пожалуйста, у меня проходит жизнь, я хочу жить, найти мужа, воспитывать сына ( я его почти не вижу , ему 16 лет), я не могу отдавать все силы и здоровье на её колдовство, за что мне это, я не просила её рожать меня! Но я есть! Я хочу жить своей жизнью ! Помогите мне пожалуйста, батюшка!!! Как мне отрезать пуповину, как мне выстроить стену через которую она не сможет достать меня и высасывать из меня жизнь? Спасибо Вам, даже если не будет ответа на мой вопрос.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Марина!
Мы непременно помолимся о Вас, но я думаю, Вам необходимо обратиться к врачу. Я не верю в то, о чём Вы пишете. Если человек ежедневно молится, регулярно читает Священное Писание, исповедуется, причащается, он, как Вы выражаетесь, «отрезал пуповину» с любыми тёмными силами. Никакое колдовство на него не подействует, даже колдовство родной матери. Не забывайте регулярно молиться о ней.

24 Мая 2014

Р.Б.Галина, Г.Кострома. спрашивает:
В настоящее время наблюдается необычайное паломничество к старцу Иоанникию в село Чихачёво Ивановской области. Чем это можно объяснить? И так ли необходимо туда стремиться?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Галина!
Не первую тысячу лет люди ищут, кому бы поклониться. И в наши дни люди стоят по многу часов в очереди, чтобы поклониться «дарам волхвов», поясу Богородицы, мощам св. Матроны Московской. Я думаю, что всё это правильно, если люди за всем этим видят Христа, молятся Ему и кланяются Ему. Как учит нас Священное Писание, «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи».
За годы своей жизни я знал многих очень достойных священнослужителей (архимандрита Кирилла (Павлова), митрополита Антония Сурожского, святителя архиепископа Луку Симферопольского) все они учили меня, что они ничем не лучше любого рядового священнослужителя.
В нашем Карабановском храме я много раз повторял, что Церковь — не клуб, где мы ищем симпатичных нам собеседников, а Дом молитвы. Я одобряю любые встречи с любым священнослужителем, пока он не становится для нас кумиром, предметом поклонения, пока он не заслоняет от нас Господа.
К сожалению, православные христиане сегодня не всегда это помнят.

25 Апреля 2016

Глеб спрашивает:
Здравствуйте!
Как понимать евангельские строчки «не любите мира, ни того что в мире» и «кто друг миру, тот враг Богу»? Я прочитал несколько толкований Святых Отцов на эти слова. Из них следует, что «мир» это «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская», то есть наши страсти. Но я не очень понимаю и запутался, что именно считать страстью. Ясно, что страстью является то, что перечисляет Апостол в Посланиях (пьянство, воровство, блуд, злоба, гнев и пр.). Но иначе состоит дело с другими мирскими вещами и житейскими заботами. Например, следует ли считать страстью и грехом: просмотр женских «суетных» сериалов, походы в театр или в цирк с детьми, чтение классической литературы или чтение фантастики, компьютерные игры, путешествия, просмотр кинофильмов, прослушивание мирской музыки и т.д. То есть речь идёт именно о том, что не несет в себе никакой духовной пользы, но при этом и не имеет цели совратить человека с Христианского пути (а иногда даже косвенно намекает на этот путь, например «Хроники Нарнии» К. Льюиса). Считать ли такие мирские вещи страстью и грехом или нет?
Спаси Бог!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Я понимаю слова из Евангелия, которые Вы цитируете, так: нельзя в этом мире любить что-либо больше, чем Бога. В Неделю праотцев читается Евангелие о званных на вечерю. Эти люди поставили на главное место землю, волов, жену. Они любят их больше, чем Господа. Всё, что Вы перечисляете, человеку дозволено, но не всё на пользу, по слову апостола Павла. Можно читать, можно смотреть телевизор. Нет единых правил для юношей и стариков, для мирских и монахов. Думаю, Вы понимаете, что всё зависит от духовного возраста каждого человека.

27 Декабря 2013

Елена, из Рыбинска спрашивает:
В связи с пересылкой моих вопросов о.Георгию Эдельштейну и его ответов мне хотел бы отметить вот ещё что: отец Георгий выступает против сергианства, а сам является сергианином, потому что находится в соборном единстве и причащается из одной чаши с Сергием Страгородским и его последователями, которых поминают в РПЦ МП на проскомидии и литургии верных. Как это объяснить?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорога Елена!
Дискуссии о сергианстве идут уже без малого сто лет и превратились в словоблудие. Всё, что можно сказать, уже сказано и повторено много раз. Жизнь показала, что прав был священномученик митрополит Кирилл (Смирнов): митрополит Сергий — не еретик, он — член Церкви, и так называемая «сергианская» Церковь — это ветвь Вселенской Церкви. А крайние ревнители чистоты православия невольно ушли из Церкви. У нас есть горький пример ревнителей чистоты — старообрядцев-беспоповцев. Такими же «ревнителями», думаю, являются и греки-старостильники. Церковь едина, не может быть отдельной церкви у сергианцев, отдельной у иосифлян, отдельной у андреевцев. Мы все или в Церкви, или вне Её. Нам заповедано хранить верность догматам. Митрополит Сергий в догматических учениях не погрешил, а за его лживые декларации мы ему не судьи. Слово о нём должен произнести Всероссийский Собор.

09 Сентября 2012

Елена спрашивает:
Дорогой отец Георгий,
с глубочайшим уважением отношусь к Вашей смелой позиции: «молчанием предается Бог».
Сейчас прочитала Ваше письмо Путину 2003 года. Письмо, не потерявшее актуальности и сегодня — а наоборот ставшее еще только актуальнее. Вопрос только один: зачем Вы адресовали то письмо сотруднику КГБ Путину, на что Вы надеялись, если, как утверждают, в высшей школе КГБ учат, в какое время суток лучше пытать людей — то есть, люди, выбиравшие эту стезю, шедшие в КГБ, заведомо психически не нормальные, заведомые садисты.
Второй вопрос: почему, после избрания патриарха Кирилла никто из православных священников не написал подобного же открытого письма про его сотрудничество с КГБ — но только открытого письма, обращенного не к Путину, а к честным верующим?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Елена.

Я не анархист, я не бунтую против государства, ни против каких-либо его органов, и не требую немедленной их ампутации, в том числе и органа безопасности. Не могу сказать, что я его люблю, но ведь Ф.Э. Дзержинский создавал его не для любви, только у Оруэлла он именуется MinLove. Разумеется, будь на то моя воля, я бы сократил бюджет органа раз в 10-12, но меня никто об этом не спрашивает, и его существование не мешает мне спать спокойно. Они профессионалы, и я не намерен корректировать их работу. Путь этим занимается группа протоирея Дмитрия Смирнова. Я не даю указания ни дантистам, ни окулистам, ни водителям автобусов, просто сажусь в кресло.

В апреле 2003 года я писал В.В. Путину открытое письмо, не потому что он полковник КГБ, а потому что он Президент РФ. Я категорически возражал и возражаю против работы по совместительству. Офицер КГБ не должен быть священником, а священник не должен быть офицером КГБ. Только об ЭТОМ я говорил в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» в 1991 году, только об ЭТОМ я писал В.В. Путину в апреле 2003 года.

Я неизменно считаю своим долгом, долгом священнослужителя, не призывать толпу к революционным переменам чего бы то ни было, не звать на штурм, а проповедовать, то есть открыто свидетельствовать перед всеми, кто хочет меня слышать.

Факты, о которых я говорю и пишу, общеизвестны. Но люди обсуждают их только на междусобойчиках. Это наследие нашего коммунистического позавчера, и Московская Патриархия, к сожалению, живет в коммунистическом позавчера.

Я не вижу необходимости писать сегодня что-либо Президенту В.В. Путину или Патриарху Кириллу, просто потому что я уже давно открыто сказал о своем отношении к нынездравствующему Патриарху, к системе формирования Синода, к системе назначения епископов к деяниям наших Архиеерейских соборов. Имеющий уши слышати, да слышит.

Я священник, и все годы священства безропотно исполняю свои обязанности. На каждом богослужении я неизменно поминаю Патриарха, и правящего архиерея, например, на вчерашенй Божественной Литургии 9 сентября 2012 года, и надеюсь, буду поминать 16 сентября 2012 года. Моим врагом являются не коммунисты – а коммунизм, не фашисты – а фашизм, не доносители – а доносительство. Я много раз говорил и писал, что необходимо, чтобы любой священнослужитель (дьякон, священник, епископ) давал клятву о недоносительстве никогда и никуда. И юноши, поступающие в семинарию, думаю, должны подписывать клятву о том же. Сегодня, к сожалению, мы продолжаем быть доносчиками, к этому приучают нас еще в духовных семинариях.

Если хотите, можете напечатать этот ответ или все, что найдете на сайте нашего прихода, в любом количестве экземпляров и можете раздавать всем честным верующим и неверующим.

P.S. Никто не написал открытое письмо о Патриархе, потому что священник РПЦ МП – самое бесправная тварь сегодня во всей РФ. Сегодня напишешь, а завтра тебя в тьму-таракань. Жене работать негде, детям до школы – 10 км, музыкальные школы в которую ходили дети, нет, художественной – нет. Годовой доход церкви – 60 000 руб. Можете жаловаться… Можете жаловаться… Можете жаловаться… Я полтора года жаловался на вологодского архиепископа Михаила (Мудьюгина) в 1987-1988 гг. в Патриархию, в Совет по делам религии пока в 1988 в Москву не приехал Рональд Рейган и не пригласил меня на прием в Спасо-Хаус. На следующий день меня облаяли в газете «Известия», а еще через день отправили на приход.

С уважением,
Георгий