Церковная цензура

1 месяц назад Симеон Комментарии к записи Церковная цензура отключены

Немного предыстории: под давлением епархиальных властей тверской книжный магазин всё же отказался проводить анонсированную на воскресенье встречу отца Андрея Кураева с читателями. Там о. Андрей хотел презентовать свою новую книгу.

«В Тверь приезжает протодьякон Андрей Кураев. Поездка состоится в рамках тура, организованного издателями его книг. Встреча с читателями пройдет 11 ноября в книжном магазине «Фолиант». Тверской митрополит Виктор ужасно боится, что с отцом Андреем, который много и нелицеприятно пишет о темных делишках в Тверской митрополии, захочет увидеться губернатор области Игорь Руденя, чтобы узнать всю правду из первых рук», — бодро писал сначала тверской сайт.

Однако, вскоре прилавок магазина быстро изменился:

Было
Стало

Фото с запрещённой лекции о. Андрея Кураева в Твери. На самом деле говорил отец Андрей о самых невинных вещах: своем учебном пособии для преподавателей ОПК и родителей младшеклассников — как говорить с детьми о религии, о своей книге про булгаковского «Мастера и Маргариту» и своем видении мировоззрения Булгакова, о новой книге «Женские вопросы к православию». Однако книжный магазин «Фолиант», где первоначально должна была состояться лекция, испугался звонка иеромонаха Дионисия (Батраева) — постоянного персонажа разоблачений в блоге отца Андрея. Даже не владыки Виктора, а какого-то юного его клеврета! И отменил встречу с читателями, убрал книги Кураева с прилавков, даже не разрешив повесить объявления о том, куда встреча в итоге перенеслась.

«Чем хорош мой учебник по ОПК? Из-за мягкой обложки и небольшого веса он минимально травмоопасен», — шутил на эту тему о. Андрей.

Впрочем, не обошлось и без скандала: «Что ж, на самой лекции острые углы отец Андрей обходил. Зато интервью газете «Караван+я» дал очень жесткое. Как говорится, за что боролся отец Дионисий, на то и напоролся. Читайте на следующей неделе!».

Разумеется, в своих комментариях пользователи «Живого Журнала» не упустили возможности подшутить над митрополитом и его клевретом. Далее мы приводим интервью в газете полностью:

Диакон Андрей Кураев

«11 ноября в Твери должна была состояться встреча с протодиаконом Андреем Кураевым, известнейшим православным миссионером, писателем и богословом. Встреча в книжном магазине «Фолиант» планировалась как презентация книг и автограф-сессия. Однако внезапно книжный магазин отменил мероприятие. Оказалось, что приезда о. Андрея ужасно боится Тверская митрополия».

Встречу тверских читателей с Кураевым организовать все же удалось, не без участия газеты «Караван+я». Она прошла в конференц-зале гостиницы «Волга». На самом деле говорил отец Андрей о самых невинных вещах: своем учебном пособии для преподавателей ОПК и родителей младшеклассников — как говорить с детьми о религии, о своей книге про булгаковского «Мастера и Маргариту» и своем видении мировоззрения Булгакова, о новой книге «Женские вопросы к православию». Слушателей интересовали самые разные темы. От основного вопроса христианства – кто же в конечном итоге спасется? — до оценки отцом Андреем современного состояния монашества. Поговорили о возможности женского священства, о том, являются ли человеческие традиции, изобретенные относительно недавно, частью православного вероучения, или все же нет.
Отец Андрей Кураев на своем блоге много пишет о проблемах Тверской епархии, и буквально недавно он рассказал о скандале, разразившемся после официального визита тверского духовенства во главе с митрополитом Виктором в Казахстан. Но во время встреч с тверитянами он принципиально эти темы не поднимает. Не говорил он о них два года назад, когда мы приглашали его выступить. Не говорил и сейчас. Зато в интервью, которое мы взяли у него перед лекцией, оценки происходящему дал самые жесткие.

— Отец Андрей, что это была за история с отменой вашего выступления в магазине «Фолиант»? Как такое могло произойти?
— Расскажу, как все начиналось. Сейчас меня издают светские издательства, и одно из них, издательство «Проспект», специализирующееся по выпуску учебников для высшей школы, уже издало несколько моих книг: о «Мастере и Маргарите», «Дары и анафемы», «Женские вопросы к Церкви». Это первое в моей писательской жизни издательство, которое активно занимаются моим промоушеном, продвижением моих книг по книжным сетям. Во всех крупнейших магазинах Москвы и Петербурга уже были презентации моих книг. Залы были полны, общение содержательно, количество книг, проданных за вечер, — близким к рекордным показателям. И теперь в крупнейших региональных центрах пробуют реализовать аналогичную программу.
В Твери тоже договорились о такой встрече. В принципе, известно об этом было давно. Но судя по всему, деятели из Тверской епархии не читают местные новостные ленты, зато отслеживают мой блог.

— Ну и слухи в газете «Караван» почитывают.
— В общем, когда у меня появилось объявление, что я буду выступать в Твери, то в тот же день там завелась какая-то паника. И кто-то из епархии (судя по всему, это был иеромонах Дионисий Батраев) начал обзванивать губернские или городские административные структуры с требованием объявить Тверь «закрытым городом». Насколько я понимаю, это даже не был личный звонок митрополита губернатору или директору книжного магазина. Все происходило на каком-то более низком уровне. И это тем более удивляет: как же мало надо этим чиновникам, чтобы они обосрались! Стала ясна цена их совести, цена их чести, их уважения к закону.
Я же не экстремист и мои книги и лекции далеки даже от политики. Одна из книг, которые были готовы к презентации — это моя книга для родителей по поводу преподавания Основ православной культуры в школе. Кстати, эта книга написана по заказу Издательства патриархии и официально рекомендована ее министерством образования. Вместо спокойного философского и культурологического разговора епархии на голом месте создали скандал. Магазин отказался от встречи, снял экспозицию с моими книгами и даже отказался повесить объявление о переносе встречи.
Но скандал не в этом. И не во мне. В России запрещаемый писатель в конце концов оказывается выигрыше. Скандал получился именно политическим.
Если областные руководители так легко нарушают законы из-за каприза и по звонку просто любовника местного митрополита – значит, именно таким им представляется политический тренд современной России. Им кажется, что они просто обязаны прогибаться под любые капризы церковного официоза.
Многие годы я верил, что патриархия хоть чему-то научилась за годы гонений и потому не собирается становиться госструктурой, «ведомством патриотического исповедания». Мне говорили, что тенденция именно такова. Я отрицал. Прежде всего для того, чтобы хотя бы в такой форме напомнить патриархии о норме отношения церкви и светского государства. Но жизнь предъявила мне слишком сильный аргумент. Когда в 2014-м после давления патриарха Кирилла на администрацию президента оттуда надавили на ректора МГУ Садовничего, и на этом окончилось мое четверть-вековое преподавание в университете… При этом даже спустя три года, буквально на прошлой неделе студенты философского факультета подошли ко мне с предложением: «мы готовы собрать деньги и оплачивать вам ваши лекции для нас»…
Если из государственного университета преподавателя увольняют по инициативе патриарха – это какой у нас строй в стране? Если в частном книжном магазине отменяют презентацию книг по звонку из епархии в администрацию – это ж какие «понятия» подменили у нас закон?
Этот случай обнажил не только потрясающий правовой нигилизм чиновников тверской администрации (как светской, так и церковной). Он явил еще и отсутствие у них умения хоть чуточку предвидеть. Может быть, они привыкли, что на местном уровне любые их виражи и капризы не критикуются. Скажешь в такой-то школе отменить такой-то урок — его отменят и не пикнут. Но я же от них не завишу! Местные могут молчать, но почему они решили, что буду молчать я?

— Да, получился международный скандал. Какие-то оргвыводы сделаны по его следам?
— Для меня эта тема очень важна тем, что она поднялась без меня. Есть официальное сообщение, исходящее не от меня: рапорт секретаря Астанайской епархии. Согласно этому рапорту к семинаристам, детям местного священника, приставали участники тверской делегации иеромонахи Иаков Степкин и Герман Фесенко. Я же стою в стороне и наблюдаю. Мне в свое время люди из Патриархии говорили: «Отец Андрей, зачем ты пишешь об этих вещах, передавай информацию нам — мы разберемся». Вот информацию вам передали. Где результат? В Москве сейчас в одном из монастырей подобная история происходит. Что называется, «с поличным» взяли благочинного этого монастыря. И опять прошло столько времени — и тишина. Более того, монахи в этом монастыре теперь говорят: «А ничего не было, потому что Кураев об этом ничего не написал». Да я же специально не писал, чтобы увидеть, как работает ваш кишечник без моего слабительного. Как и ожидалось, обнаружился глухой запор. Кстати, в медицинских текстах Аристотеля он обозначался термином «ипостась».

— Про иеромонаха Иакова (Степкина), постоянного персонажа на вашем блоге, отправленного якобы на исправление в Нило-Столобенскую пустынь, на местном осташковском сайте вообще недавно написали, что он — «торжество православия». Митрополит Виктор называет его лучшим священником епархии, и требует, как говорят, убрать руки прочь от отца Иакова.
— Почему же «руки прочь»? Есть официальные показания 15-летнего тверского подростка о том, что отец Иаков был совсем не против, чтобы он к нему прикасался.

— Не смешно, а очень печально все это. Как вы думаете, что в такой ситуации должны делать мы, простые прихожане, чтобы избежать принятия таинств от недостойных священников.
— Изучать. Вы же изучаете, в какую школу, к какому учителю отдаете своих детей. Спрашиваете, у какого врача безопасно лечиться. То же самое касается духовной жизни. Освятить машину и просто бездушно-материальный предмет может любой священник. Но если речь идет о вашей душе, то лучше подумать, к какому человеку вы идете на исповедь и чьи советы собираетесь исполнять.

Беседовала Мария Орлова.