Цена алтарника

2 месяца назад Симеон Комментарии к записи Цена алтарника отключены

На этот счёт есть разные точки зрения, но большинство ставок — плачевны.

Получил в воскресенье премию пятьсот рублей (Обычно получал по 1 000). Расстроился. Первая премия после того, как я попросился в штат. В штат взяли. За неделю из пятнадцати служб не был на одной. Опростоволосился перед настоятелем со чтением, да и вообще вел себя дергано, волновался зачем-то. Зарплата будет тысячи три или шесть. Круто. Никто денег, конечно не ждал от этой области, но все же. Я знаю, что зарплата нормального алтарника 10 тысяч.

В одной из групп «Вконтакте», под забавным опросом «Платят ли вам деньги за службу» можно найти следующую информацию:

Зарплата псаломщика в нашем храме нищенская, наш псаломщик мне сказал, что получает 5 тысяч. Я вот, например, имею благословение на служение, прихожу регулярно, но для меня это не работа, и графика у меня нет. И деньги не получаю.

«Я чтец, пономарь, звонарь, работник, короче всё, что можно кроме клироса — а получаю только за ночное дежурство по 2 000 в месяц» — пишет в той же группе Роман Михайлов. «Получаю 3 000 и за разные послушания не связанные со службой. Было дело, служил в Москве в 2006 г. Получал 12 000 в месяц. Дорога обходилась около 9 000» — пишет Алексей Мальцев. «Теперь я почти штатный псаломщик, и батюшка даёт мне пару сотен рублей каждую неделю» — смеётся Константин Карташов.

Зарплата 11-12 тыс. Но кроме собственно алтарничества я провожу катехизаторские беседы перед крещением, пишу для приходского сайта, веду занятия евангельского кружка, сторожу… Премии за последний год были два раза, на Рождество — 1000 р., и на Пасху — 500 р.

Это уже пишет Алексей Колесников, участник форума «Алтарники.ру» в 2017 году. «600-700 рублей в Петербурге считается очень даже неплохой ставкой, есть храмы, где всего по сотне платят» — рассказывает Татьяна Ивашкова. На одном из сайтов по поиску вакансий максимальная зарплата алтарника составляет 20 000 рублей.

А вот пик оплаты, так сказать, мечта алтарника: «В большой храм срочно требуется профессионал-алтарник. Требования: хорошее знание уставной службы, громкое и внятное чтение по ц.сл. Полная занятость. Зарплата достойная — 20 000 рублей». Это пишет работодатель крупного московского храма. А церковные сайты пестрят объявлениями о бесплатной работе. Добавлю от себя, что даже если деньги будут платить, постараются «по чёрному», без официального трудоустройства. Почему так?

Основной девиз — «работаем бесплатно, во славу Божию!». Процитируем для начала статью «Психология церковных манипуляций», в которой психолог Наталия Скуратовская пишет следующее:

Манипуляция – это не приказ, и это не честный договор. Это обращение к слабостям и уязвимостям, которые есть у каждого из нас, для того чтобы обрести над человеком некую власть… Самый глубинный уровень манипуляции – это менять установки человека, подменять его цели нашими, управлять его жизненными намерениями, переориентировать его жизнь в ту сторону, которую мы для него считаем правильной… Следующая ловушка – это гордость и тщеславие. Думаю, излишне на эту тему много говорить. Все мы знаем, насколько гордость и тщеславие опасны в духовном смысле, но одновременно это еще и ахиллесова пята в плане манипуляции. Но это манипуляция уже не силовая, а при помощи лести. Если человеку сказать, какой он замечательный, что никто кроме него это сделать не может, что он особенный, исключительный и мы в него верим, а он падок на такую лесть – он из кожи вон вылезет, чтобы оправдать наши завышенные ожидания.

Конечно, трудно применить понятие манипуляций непосредственно к нам, если к такому служению не склонили постоянного прихожанина. Хотя безусловно, и гордыня, и тщеславие могут присутствовать. Но ведь и без внешних манипуляций мы можем попасть в ловушку, пытаясь реализовать собственные психологические и социальные потребности. Например:

  • Потребность в безопасности — служение в малой социальной группе с собственной иерархией;
  • Устранение тревожности — ты «хороший», работаешь «во славу Божию», за труды Господь обязательно спасёт;
  • Повышение самооценки — ты «наделён властью» служения, окружающие на тебя смотрят по-другому, изменяется социальный статус.

Конечно, реализуются и другие потребности — потребность в любви, в уважении, в новых знаниях и умениях, в красоте церковных служб. Но почему первые три являются критическими? Да потому, что они изменяют личность человека лишь в зависимости от этой работы. Человек смотрит на себя сквозь призму социального положения, его самооценка, уровень тревожности и безопасность целиком зависит от взглядов социума — пока он состоит в этой группе.

А раз человек получает забесплатно такие «бонусы», платить можно и мало. Тем более, что это можно объяснить и состоянием рынка: желающих поработать начинающими алтарниками и припасть к перечисленным благам вокруг каждого храма предостаточно.

Не стоит также забывать, что в этой структуре ты и сам можешь стать манипулятором. Кроме того, очень легко попасть в общую струю раболепия, человекоугодия и стать частью «серой массы», выбраться из которой очень тяжело. Но это — уже другая история.

Фото в заголовке: Дмитрий Заболоцкий.