Страсти по Матильде

1 год назад Симеон Комментарии к записи Страсти по Матильде отключены

Ровно год назад социальная сеть «Елицы» попросила пользователей подписать петицию против фильма «Матильда», режиссёром которого является Алексей Ефимович Учитель, а одним из продюсеров Владимир Натанович Винокур. Противники фильма обсуждают «невошедшее из невышедшего» и делают вывод, что режиссёр не уважает Русскую Православную Церковь и мнение её прихожан, если позволяет себе в таком подчёркнуто кощунственном, неуважительном и фривольном ключе описывать жизнь святого Русской Православной Церкви.

Режиссёр Алексей Учитель, напротив, утверждает, что «сюжет фильма основан на исторических событиях, повествующих о связи последнего императора России Николая II с Матильдой Кшесинской, знаменитой балериной того времени«. Кто же из них прав? Давайте рассмотрим обе точки зрения.

Мог ли быть роман? Для этого интересно разобраться, за что был канонизирован Николай Второй. По этому поводу много споров; в конце концов, он всё же канонизирован, это факт. Но за что? Ведь было и много противников канонизации. Против выступал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв), профессор МДА Осипов А. И., соавтор «Основ социальной концепции РПЦ» Зубов А. Б. и другие. В частности,  митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) писал: «когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шёл царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит».

Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв)

Напомним критерии, которыми руководствуется Русская Церковь при канонизации святого: безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и (или) посмертные чудеса и, в некоторых случаях, полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа. Есть и другие признаки святости православных подвижников, изложенные митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в своём докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

14 августа 2000 года Николай Второй был причислен к лику святых. Портал «Православие.ру» пишет об одном из основных критериев канонизации: «В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и даже иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев, что и послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых». О чудесах даже была издана отдельная книга. Однако, православные богословы напоминают, что следует учитывать, что такие «факты сами по себе совсем еще не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются, и что подобные явления могут происходить и в силу веры — „по вере вашей да будет вам“ (Мф. 9:29), и по действию иного духа (Деян. 16:16-18), „чтобы прельстить, если возможно, и избранных“ (Мф. 24:24), и, возможно, по другим, пока неизвестным нам причинам». Кроме того, икона является образом канонизированного церковью подвижника, поэтому чудеса от написанных до официальной канонизации икон «являются сомнительными«.

По поводу нетления мощей тоже возникают вопросы, связанные с их обретением. «Спустя почти 92 года после расстрела царской семьи в России до сих пор не утихают споры о подлинности найденных под Екатеринбургом останков. Пока поставить точку в этой трагической истории смогли только органы следствия… Диакон Андрей Кураев, тогда ещё профессор Московской духовной академии: «Не был прозрачный участок работы от эксгумации останков до передачи их части на экспертизу. А то, что было потом, всё понятно. С этим мы соглашаемся. Но не было ли какой-то здесь подмены на этом этапе?«. И вот — снова взрыв по поводу останков: целые разделы православных сайтов сталкивают в диванной битве различных экспертов: подлог или нет?

Николай II с семьёй

Примечательна переписка императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Это действительно письма, пропитанные любовью. Однако, в это же время император как ни в чём не бывало описывает, как он стрелял ворон и кошек. Также, некоторые исследователи пишут о наличии татуировок. Николай II был ярым антисемитом, при нём было выслано из Зарядья более 20 000 еврейских семей. В 1891 — 1893-х годах неимущих евреев отправляли по этапу, помещая в пересыльную тюрьму, где они содержались вместе с уголовными преступниками. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Анастасия Чайковская, корреспондент газеты «Аргументы и Факты», на основе дневников Николая и Матильды, воспроизводит историю их отношений:

«В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская – внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до Александра III дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».

Николай II и массовые убийства животных

Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось – благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.

«Малютка» Кшесинская и Никки

А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской – по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» — и регулярно посещает ее выступления.

«Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу — известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, — что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.

Матильда Кшесинская

Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»

Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.

Конец истории

Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице».

Собственно, в настоящее время мы можем ознакомиться и с собственно записями Матильды, проследив за романом по её дневнику.

Георгий Полтавченко и актёры фильма «Матильда»

К защитникам фильма присоединились Артём Кречетников, аналитик Русской службы ВВС, киновед и культуролог Кирилл Разлогов, кинорежиссёр Павел Лунгин, а Дмитрий Соколов-Митрич написал: «когда группы людей, называющих себя православными активистами, требуют запретить «Матильду», запретить рок оперу «Иисус Христос суперзвезда», запретить выставку скульптора Вадима Сидура — я чувствую, что мои религиозные чувства действительно оскорблены«. Даже сенатор Елена Мизулина и министр культуры России Владимир Мединский в апреле призвали не осуждать историческую драму Алексея Учителя.

Наконец, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сообщил, что путь запрета — «абсолютно тупиковый и неверный путь«. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, после просмотра фильма заявил: «Я не буду предпринимать никаких мер, чтобы помешать этой картине выйти на большой экран». А в конце июня в Русской православной церкви назвали ошибкой инициированный Ханты-Мансийской епархией сбор подписей за запрет фильма Алексея Учителя «Матильда». Мнение озвучил сам председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

К противникам же фильма присоединилась зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская. А опальный протоиерей Всеволод Чаплин опубликовал видеоклип, в котором предсказал гибель России, если фильм будет показан, и предал анафеме всех, кто будет его смотреть. Впрочем, позже фильм всё же получит прокатное удостоверение.

Та самая ошибочная, «антиучительская», петиция, размещённая на сайте change.org, сообщает: «…Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем, кроме того, роль Николая II исполнил Ларс Айдингер, немецкий актёр, исполнивший в 2012 году порно-роль…».

Икона Николая II

В самом фильме, впрочем, тоже нет фактов сожительства русских царей с балеринами — будущий Николай II тогда был ещё цесаревичем. Кроме того, в процитированной петиции смущает упоминание «немецкого порноактёра» Ларса Айдингера. Вы его знаете? — я лично нет. Неужели петицию составляли любители немецкой порнушки? Впрочем, давайте послушаем и другие оценки православных служителей, в частности, диакона Андрея Кураева:

«Знаете, есть такая поговорка — хорошая, русская, совсем не немецкая: дуракам наполовину сделанную работу не показывают. Фильма еще нет, премьера только в марте, а нежные чувства уже оскорблены» — таков был его короткий ответ.

«Представления о том, каким он мог быть в молодости, ещё до возведения на трон, и слухи о том, что у него была эта любовница Матильда, всегда были в истории. Просто мы говорим о человеке, который был разным в разные периоды своей жизни, и в разных аспектах своей жизни он был разным… Император Николай II почитается как страстотерпец, который достойно принял последние испытания своей жизни: арест и казнь. Церковь не говорит, что он был идеальный правитель, семьянин или христианин, — указал Кураев. — Церковь его почитает за то, что он по-христиански смог умереть. Умирание — важнейший этап в жизни любого христианина. И мы именно это ценим в нём».

После этих слов о. Андрей посоветовал тем, кого на самом деле оскорбил фильм «Матильда», не смотреть эту картину и помолиться.