Слово на Воздвижение Креста

2 месяца назад о. Олег Комментарии к записи Слово на Воздвижение Креста отключены

Архивная запись от 22 сентября 2013 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня мы читали Евангелие от Иоанна, Послание Апостола Павла к Галатам, где апостол говорит о кресте. Опять же, вот у нас вчера был праздник 21 сентября Рождества Пресвятой Богородицы, вот, и 27 сентября это праздник Воздвижения Креста Господня, и вот апостол говорит, что «Чем могу похвалиться – только о кресте Господа Иисуса». Не своими трудами, какие он во множестве совершал, делами и прочее, и достоинствами. И в разговоре с учениками он говорит, что «Только о кресте Христовом могу я хвалиться». И он говорит, что «Во Христе ничто не может ни обрезание, ни необрезание. Что это значит? Иудеи согласно закону Моисееву и прочих пророков, они со временем стали полагать свое спасение слишком в том, что они такие. Им закон был дан, чтобы они светили миру, но со временем есть склонность превращаться в закрытые группы, сообщества и прочее, и тогда мир делится на своих и чужих. По большому счету, это как криминальная бандитская психология, но когда она овладевает широкими массами, это становится уже государственной политикой, и религиозная политика может быть такой же, то есть что есть некие хорошие, светлые, еще какие-то благодатные люди, страны, земли, и есть плохие, темные, злобные, враги, и они где-то там, там, там или там. Это, конечно, с духовной, психологической точки зрения примитивно и патологично, но так живут не то, что отдельные люди, так жили миллионы и миллиарды, и веками, и столетиями зачастую, потому как немногим людям удается достигать осознания своей жизни, и открытости к Богу, к которому нас Евангелие все время призывает.

Вот апостол Иоанн Богослов, сегодня мы слышали, что Христос ведь пришел, Бог послал своего сына Христа не судить мир, а спасать, и вы все, христиане, новое творение, он говорит «Нова тварь», новое творение в этом мире. Это ведь очень многое значит, даже слишком многое. Все эти банальные премудрости типа «Ничто не ново под Луной», и «Все возвращается на круги своя», и так далее – это мудрость, да, но она ветхая. Ее озвучивали многие философы древности, она написана в Ветхом Завете, вот в книге Екклесиаста, что, да, все – суета сует, и так далее. Но почему эта часть Библии была названа Ветхой, старой? Она сохранилась, но она стала уже чем-то устаревшим. Так и люди. Большая часть людей живут именно в таком мироощущении – в ветхом, а христианство, оно как было Новым Заветом 2000 лет назад, оно и сейчас Новый Завет, потому что это трудно и непривычно для материального, плотского сознания, для человека, который погружен в помехи от жизненных явлений, принять Евангелие – это большой прорыв, это нечто новое. И человек, становясь христианином не только по названию, но и по духу, он становится новой тварью, то есть он отличается от обычного естественного человека, но отличается он не тем, что ему открыты некие тайны, и он теперь крут, и может, как некий шаман или жрец, знать тайны бытия и влиять на ход вещей. Внешне его отличие как раз заключается в умалении: «Христиане больше терпят, они больше уповают на бога, чаще в этом мире они не такие значимые». Но в этом и есть такой парадокс, что последние будут первыми, и первые последними.

И тот же Иоанн Богослов писал в другом месте, что «Сыны света не могут, как правило, менее успешны, чем сыны века сего». Это особенно сейчас, в последние 10-20 лет начинают талдычить от учителей младшей школы до профессоров: «Вам нужен успех, вам нужен успех», как заклинание. Успех – это успех, слово это многозначное. Да, нужно раскрыть свою личность, да, нужно реализовать свой потенциал, но достижение каких-то социальных норм… Кто достигал успеха у нас в советское время? Сами знаем. И кто достигает такого успеха сейчас? То есть, по большому счету, если ты не какой-то особый гений, и то, как правило, даже гении, начиная от Моцарта, кончая Ван Гогом, они плохо жили, и умирали в нищете обычно, и даже Достоевский, даже Толстой. Они как-то не стригли купоны и не занимались удачной продажей авторских прав на своей книге, симфонии и так далее, и это даже гении мирового масштаба. Таки и христиане: стричь купоны здесь – удел сынов века сего. Дело христиан – просто жить, нормально жить, конечно, не создавать себе искусственных тягот, не уходить в пустыню при наличии семьи, и тому подобные вещи. Но внутренняя жажда, которая гонит всегда чего-то достигать, догонять, перегонять, сравниваться, которая порождает неуверенность, низкую самооценку и прочее, когда ты начинаешь сравнивать себя с кем-то. Когда мы начинаем это делать, когда мы сравниваем себя не с Богом, потому что нам сказано в Евангелии, что «Мы по образу Божиему, вот Христос, с ним и сравнивайтесь, к нему и обращайтесь», а мы начинаем себя сравнивать с людьми, которые суть предметы, которых мы видим, слышим, читаем, и как-то невольно мы себя тоже погружаем в этот вещественно-материальный ряд. И уже человек – это не та богозданная личность, призванная к Царствию Божиему, это все отметается, как мистика, это все непонятно, а вот реальная жизнь, и человек превращается в камень, как много в сказках детских об этом говорится, как жена Лота в соляной столбик.

Он овеществляется, он становится, он из субъекта активного, личностного, духовного превращается в объект, на который можно посмотреть со стороны. Ведь на личность субъекта невозможно посмотреть со стороны, никто не знает душу человека, а объект можно. Объект можно описать, осмотреть, классифицировать, поставить по ранжиру, передвинуть, сказать, нужен он, не нужен, и человек часто сам себя вписывает в эти объекты, потому что ему так спокойнее. Он хотел бы лишиться своего сознания, он хотел бы лишиться своей духовности, и просто как некое полуживотное, полурастение существовать, чтобы не страдать, чтобы не иметь никаких конфликтов внутренних и борьбы. Но, как правило, превратиться в такое нам не дано, но само это желание совершает глубокую перемену, патологию, и человек уже совершает грех. Грех – это то, что разъединяет человека с Богом, это категория духовная, а не психическая. Психически у нас есть симптомы, проблемы, трудности, мы можем с этим разбираться, над этим нужно работать, а грех – категория духовная, это наше отношение с Богом. А сам по себе грех не существует, как таковой, поэтому кто не верит в Бога, не признает грех, естественно. Все можно описать и решить с помощью судебных процессов.

Так вот человеку, чтобы быть этой доброй тварью, возвращаясь к началу нашего разговора, новым творением… Ведь мир весь сотворен давно, и прочее, и все люди, но, опять же, много званых, мало избранных – не все хотят войти в узкую дверь, в эти узкие врата, и не то, чтобы их Бог не пускает, потому что еще раз повторю, Бог своего Сына послал не судить, но спасать мир, а спасаться многие не хотят, они не верят, они боятся. И вот этот внутренний страх, страх переступить порог неизведанного человека погружает в такое темное закрытое пространство, и его душевная жизнь становится извращенной, он замыкается внутри себя, внутри своего психического и прочее-прочее, вместо того, чтобы выйти навстречу Богу, он не может, потому что он опасается: «А вдруг что-то не так, а вдруг что-то?».

Поэтому и говорят, что вера – это подвиг, с помощью веры человек может перепрыгнуть этот ров, разделяющий его с Богом, а без веры он никогда этого не сделает, потому что всякая надежда на знание – это требование гарантий, а гарантии, они исключают веру, потому что они исключают свободу. Поэтому новое творение – христианин, человек, который обратился к Богу, который пытается жить в соответствии с Божьим промыслом, он не может это делать без несения креста, поэтому и говорит апостол Павел, что «Только о кресте моем могу похвалиться, а обрезание, необрезание, как бы, закон или отсутствие закона, или еще что-то, само по себе это не спасает человека». Правила хороши, особенно правила дорожного движения, их нужно соблюдать. Другие правила поведения тоже нужно соблюдать, они хороши, но правила только помогают, в деле спасения души правила не несут результата последнего, они могут способствовать, педагогический аспект. Поэтому и говорит апостол, что «Закон сам по себе не спасает, но спасает Христос, личность, как Богочеловек (00:14:59)». То есть только лицом к лицу с богом можно двигаться по пути спасения, а просто так, автоматически, или законно, или как-то механически ничего не происходит. И вот очень печально, что многие, очень многие люди проживают свою жизнь, и завешают ее, до этих вроде бы простых слов они не доходят, им ни 70, ни 80, ни 90 лет не хватает, никакого их жизненного опыта, ничего, они продолжают уповать только на себя.

Говорят, что «Да, я жил, как мог, я работал, я все, поэтому…». Поэтому что? И дальше пауза – ничего. То есть покаяние, примирение с Богом, открытость к Богу – это те качества, которые созидают для нас путь в Царствие Божие, и крест становится не мрачным орудием казни и пытки, а становится путеводителем к Христу, становится, как бы, смыслом нашей жизни, когда мы понимаем, что наши скорби или трудности и печали – это не просто так, это не бессмысленно, какие-то события, которые происходят в нашей жизни – это неслучайно, то есть осмысленность нашего существования, каждой мелочи, вот если мы начинаем это видеть, приучаемся, то тогда, конечно, сердце наше становится более открытым к Богу, и ум наш также более восприимчив к слову Божию, к слову Евангельскому. Господу нашему слава во веки. Аминь.