Прощёное воскресенье

7 месяцев назад о. Олег Комментарии к записи Прощёное воскресенье отключены

Проповедь произнесена 02 марта 2014 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний день, сыропустная неделя, последняя перед началом Великого поста. Этот день называется еще Прощеное Воскресенье. И посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая.

Пост, вообще, он, как и все тяготы, болезни и жизненные скорби, является качеством нашего земного бытия, не райского совершенно. Поскольку смерть вошла в мир с грехом вместе, человек уже живет в жестких и определенных рамках. Для того, чтобы разорвать эти цепи грехи и природной целесообразности и разных причинно-следственных связей понадобилось крестная смерть и воскресение Сына Божьего. Когда Христос ходил с учениками, он не постился часто. Фарисеи его укоряли. Он не соблюдал законы, и вел себя с их точки зрения как-то легкомысленно и неблагочестиво. Он отвечал, что зачем, им, апостолам поститься, когда с ними жених, уподобляя это пиру свадебному. Вот отымется от них он, тогда и будут поститься. То есть, когда мы с Богом в радости, это одно состояние, но, предоставленные сами себе, мы обычно несем тяжелый груз и нуждаемся в каких-то усилиях. Не так много поводов у нас бывает, к сожалению, для радости, ликования и так далее. Но, все же, бывают, потому что проблески Царства Небесного указывают нам путь к нему в этой жизни. Как звезды мерцают в небе, их толком не видно, но люди знают, что они есть и находят свой путь.

Сегодня мы читали Евангелие от Матфея. В этом отрывке, посвященном сегодняшнему дню, было три главные темы. Начинается Евангелие со слов Христа об осуждении и о прощении. Говорит Господь, что, если вы не простите ближним своим грехи против вас, то и я тоже вам не прощу, Отец ваш небесный, тоже вам не простит, а если вы будете прощать, то и Отец ваш небесный простит вам. Заметьте, что нет таких рассуждений, как часто бывает, морализаторских, как родители некоторые, не очень умные, детям грозят пальцем, начинают морали читать. Никто не верит в морали, людей раздражают нотации и прочие вещи, потому что в глубине души каждый и так знает, что хорошо, а что плохо, а если не делает, то у него есть на то причины, внешние или внутренние.

Так и здесь. Ведь, Иисус не говорит о безгрешности, он не говорит, что надо быть безгрешным, потому что нет никого таких, не найдется – все люди отягощены свои грехами. И дожидаться такого состояния, что ты, якобы, очистишься и станешь без грехов – этого не может быть. Если человек пытается себя уверить, что он идет по пути правильному, очищается, уже почти очистился, еще вот-вот, еще немножко, и он уже почти святой. Хотя, и святые были грешники. У него сразу происходит такая аберрация зрения, и он начинает на окружающих смотреть с точки зрения того идеального состояния, к которому он сам только лишь стремится. Он еще не стал безгрешным, но других он уже воспринимает, как безгрешных. Его идеал – безгрешность, и он других судит сообразно этому идеалу, потому что: «Ну, вот, я же имею такой высокий идеал безгрешности, моя душа стремится к высокому, поэтому вы, грязные свиньи, ничего общего со мной не имеете». Вот такая психология. Оно происходит бессознательно. Если уж человеку удастся что-то немножко сделать такое благое или аскетическое, так это, его, тем более, убеждает.

Почему часто говорится о самообольщении и прелести? Потому что человек, то, что он думает о себе, это чаще всего далеко от истины. Сказано: «Познай себя», пойми, что ты, кто есть, что у тебя внутри, но люди предпочитают пребывать в иллюзиях, как в кривое зеркало смотрятся, восхищаются и несут какие-то образы себя, опасаясь, что, вглядевшись внутрь, они увидят нечто неприятное, мягко говоря. Но, приятное или неприятное, это реальность, а тут фантасмагория, поэтому, Господь и призывает нас всегда к реальности, к обращению взора внутрь. Критерии выдвигаются, опять-таки, реальные, потому что внутри себя мы можем нафантазировать все, что угодно, что мы, хоть, с Серафимом Саровским медведей кормим. Но реальность такова, что какой-нибудь мерзкий ближний нам досадит, и в нас поднимется волна гнева, ярости, ненависти, злости, раздражения, мы будем ходить не успокаиваясь сколько дней, отыгрываться на других и так далее. Можно сказать, что, вот, окаянный грешник меня соблазнил, поэтому, я искусился, а то еще бесов поминают, что бесы меня искусили. Бесов не хватит на стольких грешников. Это наш внутренний мир.

Страсти… Вообще, не чудесным образом с ними что-то происходит, а вполне таким логически-сообразным, поэтому Святые Отцы изучали законы, духовную науку и прочее-прочее. Люди часто ищут чуда, а еще Христос сказал: «Не надо вам чуда, не ищите вы его, потому что Царство Божие внутри вас, там все чудеса и сокрыты». Не надо, что где-то что-то покапало, с иконки потекло, где-то что-то чего-то… Не вернуть уже то детство. В 3-5 лет ребенок верил в Деда Мороза и ждал. Хочется, но не вернуть. Когда взрослый человек пытается так себя вести и называет это верой, это не так, это вера не просветленная, не очищенная, это инфантильная вера, и для взрослого человека она граничит с деградацией, потому что она не сообразуется ни с его жизненным опытом, ни с его разумом. В результате находится какой-то маргинальный уголок по большим праздникам, и что-то такое, типа, воспоминания детства. А вера должна быть двигателем жизни. Она должна быть намного более сильной, чем просто сентиментальные воспоминания.

Сказав об осуждении… Это же просто. Даже не об осуждении здесь. Об осуждении в другом месте. О прощении грехов ближнего. Да, осудил ты ближнего. Пусть сказано: не судите, да не судимы будете. Но даже, осудил, так получилось, потом – прости, и Бог тебя простит за твои грехи. Ты все равно не очистишься до конца, все равно, по закону ты будешь всяко виноват. Мы, живя в России, это прекрасно знаем. Даже, если ты трижды не виноват, то всяко менты докажут, что ты виноват и посадят, если это надо, если есть заказ, если что. Да, можно мечтать, что на Западе законы, кто-то и что-то докажет, и то, у одного человека есть доходы, у другого – нет, есть обстоятельства, есть кто-то не так, и закон, он, что дышло. То есть, даже здесь нет никаких гарантий, что я все сделал правильно, и мне все хорошо будет. Никаких гарантий. А прощая, мы обретаем моральное право просить прощения у Бога. И понимаем, что раз мы прощаем, такие, в общем, несовершенные существа, то всяко Бог, которая любовь, тоже простит нас, если только мы не погрешаем против любви, против Духа Святого.

Далее, вторая тема сразу говорит о посте, как поститься. Сегодня мы тоже читали послание к римлянам апостола Павла на эту тему поста, где он говорит, что… Суть в том, что пост, сам по себе, никого не спасает, и все дело в крепости совести. У тебя нормальная совесть и ты ешь все, что угодно, и тебе нормально, ты не согрешаешь. Немощный брат, у него совесть немощная, и он верует, что надо ему есть траву – пусть ест. Ты не укоряй того, кто ест траву, а ты, который ешь траву, не укоряй того, кто ест мясо. В другом месте мы помним, что апостол говорил, что нет проблем с мясом и с прочими вещами, но не соблазняй брата твоего, опять же, который питается травой. Он говорит, что лучше мне вовек не есть мяса, если я соблазню кого-то. Это вот так. Опят же, критерий, что если ты соблазнишь кого-то, то лучше тебе не соблазнять, а само по себе это, как гантели – у кого полкило, у кого пять, а у кого и гири пудовые таскает, кому как по силам, по возможностям и прочее. А то, начинают с дуру постничать, а потом, либо по больницам валяются или в безумии носятся. С пищеварительным трактом надо поступать, как и с прочими вещами, материальными и телесными. Никто же себе для того, чтобы укрепить ногу, не поливает ее железобетоном и так далее и не пытается сразу взлезть на Эверест. Также и с постом. Говорят, каноны, вот там вкусил рыбу тогда-то и рыбью икру в Лазареву субботу, и так умиляется, что я соблюл устав. Ну, да, для икры хорошо, очень прикольно. Можно брать вот такой Типикон, там все уставы на случаи жизни – на какой день чего и куда, но нам все равно никогда не достичь евреев в этом смысле, ветхих евреев, у которых Талмуд, 613 заповедей подлежащих непременному исполнению. Всяко, они нас переплюнут по соблюдению законов и постятся уже они давно, пока у нас еще в шкурах тут бегали, люди там уже 3 тысячи лет все соблюдали и постились, но не в этом суть христианства. Не был бы тогда Новый Завет новым, если бы речь шла только о ритуалах чистоты, воздержания, религиозных правил и так далее. Это проще. Ветхий человек к этому Ветхому закону тянется, поэтому у нас так старательно многие люди, именующие себя православными или правоверными, или какими-то такими, они очень это соблюдают, это дает почти материальное ощущение правильности своей жизни. Люди не для того существуют, хотя, традиционная религия для того, наверное. Вот, христианская церковь, она для другого, чтобы люди обретали личное отношение к богу, и шли к нему, каждый своим путем.

Третья тема Евангелия о сокровищах, которые на небе и на земле. Повторяюсь, чтобы волю не украли, и море не съело, и ржавчина не поразила, это земное сокровище, а надо собирать сокровища на небе. И заканчивается словами: где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше. А сердце – это вместилище духа символическое. Поэтому, сокровище, то, что для нас представляет ценность, что мы считаем сокровищем, нас и приведет и нашу душу куда-нибудь. Если душа в качестве сокровища воспринимает какие-то тленные вещи, то и сердце и душа, она не обретет устойчивого положения в Царстве Небесном, потому что не за то она цеплялась. Ищите, прежде всего, сказано, Царствие Небесное, а остальное приложится вам.

Вот так, именно, должно происходить в жизни каждого из нас.
Так что, Евангелие сегодняшнее, вполне нас настраивает на Великий пост, и по обычаю перед Великим постом просим все прощения друг у друга, у своих близких, знакомых, у кого, конечно, надо, а не у всех подряд, у тех, кто готов это услышать. Я тоже прошу у всех прощения, если кого-то чем-то обидел вольно или невольно. Простите, братья и сестры, и, соответственно, вас всех прощаю. Всем благословение на Великий пост, на прощение близких.

Сейчас выслушаем благодарственную молитву. Подходим к кресту. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых тайн.