Притча о сеятеле

2 месяца назад о. Олег Комментарии к записи Притча о сеятеле отключены

Архивная запись произведена 27 октября 2013 года.

Сегодня мы слышали Евангельское слово о самом Евангелии, о том, как оно обращается к людям, и кто и как его воспринимает. Часто это место цитируется, все, вроде бы, знают, но каждый раз необходимо в себе искать те области, о которых говорится в Писании.

Говорит Господь ученикам притчу сею, что вот вышел сеющий сеять, и одно семя попало при дороге, около дороги, другое на каменистую почву, третье в тернии и четвёртое только попало на добрую землю. Ученики попросили растолковать, на что Господь говорит, что «Вам дано открыты царства Божьи, дано воспринять», а народ в притчах может только так иносказательно: сказки, притчи, истории, метафоры. Потому что вот так напрямую говоришь человеку, вот «Бог есть любовь. Не греши, иди, и всё». Нет, это типа пропаганда. А вот расскажут какой-нибудь апокриф, что некий старец там где-то бродил, те-те-те-те, к нему то, сё, и глядишь, так вот закрутило как-то, зацепило мифологическое сознание. Вот. Ну, уж кому что воспринимается, то и то ладно. Господь одобрил в притчах глаголать. Вот.

Но растолковал на этот раз, что слово это семя, слово Божье, Евангелие – это семя, которое сеется везде. Вот так сеется в народ и всё, врассыпную, и попадает. Получается, часть при дороге – это говорит, что люди слышат, вроде бы вдохновляются, но приходить дьявол и крадёт от их сердца эту благую весть. То есть как-то их душа отторгает Евангельское слово. Потом на камни. Люди вдохновляются тоже, но до поры до времени, пока им хорошо. Как им становится плохо, они тут же забывают, вот, и трудности уже не хотят воспринимать, опять же, слово Божье. И в тернии — тоже люди слышали, да, да, хорошо, но, наверное, самый распространённый сейчас тип: всходят житейские разные обстоятельства, опять же, в сладости, удовольствие, заботы и так далее, и заглушают слово Божье, так что становится человеку не до него. И только лишь одна часть попадает на землю добрую, которая приносит плод, как сказано, в стократно.

И схема  такая, что примерно, да, на четыре части Господь разбивает притчу, всех слышавших слово Божье, и так вот получается, что одна четвёртая часть – это максимум из того, что может вообще принести какой-то плод. Остальные вот как-то не хотят противиться, склонны к более какому-то такому примитивному жительству. Вот. А тут говорят: «Ну, почему Бог всех спасает там, всем не делает?» Ну, вот люди разные, души разные, желания разные у этих душ, повадки, устроение. Одному говоришь – он понимает, другому говоришь – он как медь луженая, а то и хуже, как некий, так сказать, баран, который обращает рога против говорящего. Вот. Таково устроение. Да?

Почему люди такие разные? Как бы по степени удалённости от света как-то души становятся всё более мрачные. Ответ один: ты хочешь если понять, кто ты есть, да, то должен исследовать свою душу и испытывать её, и пытаться реагировать на слово Божье.

Вот протестанты пошли в своё время, кальвинисты, особенно по простому пути. Тоже очень интересно было, кто из себя что представляет. Всем же интересно, как вот, так сказать. Ну, в православии так вот человек не знает до конца жизни, спасается он или не спасается, только надеется, надеется и верит, а гарантии нет. У нас вообще ни в чём нет гарантии, вот как бы в нашем обществе. А люди другого склада, они требуют гарантий и дают сами гарантии. Да? техника у них хорошая, дороги хорошие, но и в вопросе о душе они тоже хотели бы, чтобы было всё так вот хорошо, так конкретно. Стали искать видимые причины, то есть видимые какие-то свидетельства, спасается человек – не спасается. В результате пришли снова к какому-то языческому ветхозаветному восприятию. Собственно, у протестантизма очень много с ветхозаветным как раз мировоззрением. Хотя, казалось бы, самое последнее такое вот новое течение в христианстве, но возвращается к самому ветхому, уже преодолённому. Вот они решили просто, что Бог даёт видимые знаки. Чем богаче человек, тем, значит, богоугоднее. Всё просто и ясно. Бедный, больной, значит, «грешник, скотина, пошёл вон». Можно позаботиться о них, как вот о всяком скоте, построить там им стойло, какое-то что-то. Богатый, успешный, значит, явно Божий человек, практически святой. Миллиардер, там миллионер – всё, это уже там блаженный и так далее.

Такая вот психология, далёкая от российской, но это к вопросу, будет ли капитализм на нашей почве. Его у нормального быть не может, потому что нормальный капитализм порождение именно такой психологии, когда богатство почитается добродетелью. А там, где богатство очень сомнительной почитается вещью, практически грехом или чем-то таким скользким, около греха, как было всегда в православии и прочее, то, естественно, что с этим проблема.

Вот и не понятно, да, на какую почву попадает слово Божье. Мы всегда должны испытывать тоже, что у нас есть и того, и того, и того. Это в идеале, да, поделено так на четыре части. Но каждый человек  ведь проходит в своей жизни всё это: и пустыню богооставленности, и какие-то благодатные радости, и прочее, и дьявол крадёт у него от сердца, и в минуты искушения он отпадает, и житейские сласти тоже отвращают его взор от слова Божьего. Но, осознав это, мы возвращаемся к источнику и пытаемся из сердца своего, так сказать, удобрить, чтобы оно представляло собой плодородную почву для слова Божьего, которое может тогда принести плод. Плод, хоть и сказано здесь в 100 раз, но, опять же, мы знаем из притчи о талантах, что плод тоже может быть разный: кто в два, кто в пять, кто в десять, кто в сто раз и так далее. Поэтому наше внутреннее, вот личность наша, наше сердце таит в себе и ответы, и таит в себе препятствия для нашего христианства. Но мы должны прислушиваться к Евангелию не просто как к сборнику каких-то нравоучительных истин, а как к конкретному руководству духовной жизни, и тогда будем исследовать, лучше понимать и подготавливать Господу более благоприятное место для того, чтобы он мог придти и совершить своё общение с нами.

Господу нашему слава вовеки. Аминь.