Притча о безумном богаче

2 недели назад о. Олег Комментарии к записи Притча о безумном богаче отключены

Проповедь произнесена 01 декабря 2013 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы слышали и в послании апостола Павла и в Евангелии слова о вере. Апостол говорит, что благодатью вы спасены верою, через веру. Вера выступает не просто, как какое-то настроение или психологическое расположение, вера выступает, как мощный инструмент жизненного значения, антологического. Вера может привести человека в жизнь вечную или не привести.

Евангелие Господь начинает с притчи о некоем богатом, которому угобзися нива, то есть, попросту говоря, таким народным языком, какой-то дядя где-то срубил много денег, положил их, вложился и думал, что будет ему теперь хорошо, теперь у него будет все круто и не о чем ему беспокоиться – все у него схвачено и так далее. На такие бредовые рассуждения Господь ему ответил: «Безумный человек, сегодня ночью душу твою от тебя заберут и кому это все будет?». Этот человек настроился на покой, говорит о душе своей – ешь, пей, веселись, на долгие годы хватит и так далее. Но Господь оказался не согласен с его планами, потому как этому человеку была пора переходить в мир иной.

Это очень хорошо и очень важно, что люди не знаю дня своей смерти. Постоянно есть такие истории в культуре – в романах, в фильмах: вот бы человек знал, когда он умрет. Некоторым дается такое знание, правда. Когда они тяжело заболеют, и врач говорит: «У вас от двух до четырех недель или месяцев». В среднем, человек все-таки не предполагает. Если посмотреть сводку, сколько за день в одном только Санкт-Петербурге погибает людей в автокатастрофах, от ударов токов, от болезней – тысячи ежедневно, десятки тысяч по стране. 99,9% из них не думали, что они умрут сегодня. Они уходили из дома, говорили «пока», они не примирялись со своими ближними, думали потом, они не делали добрые дела, думали, что успеется, не ходили в церковь, думали на старости, когда страсти улягутся, свою ветхую плоть таскать сюда будут. Нет! Господь не управляется человеческими ожиданиями. «И страшно впасть в руки Бога живого» — говорится в Библии.

Поэтому, людям часто удобнее жить не с Богом, а с каким-то идолом, которого они себе формируют в своем сознании, называют это богом в душе, мол, у меня бог в душе, я с ним живу. Это, как чукча со своим идолом – он его поставил, кровью моржовой намазал, камлание совершил. Потом, если охота неудачная, он его отхлестал палкой, в сундук бросил этого божка, провинился божок. Вот, бог в душе. Со своим богом в душе договорится любой, даже самый отъявленный маньяк сможет. У него было трудное детство, его жена бросила, его на работе не поняли, у него все не сложилось, у него психологический стресс, поэтому, он должен для поднятия тонуса человек 10 зарезал. Нормальное, вполне приличное объяснение. Любой человек договориться сам с собой, со своим богом в душе, а церковь говорит о Боге, который есть в реальности, который тоже стремится в душу каждого человека, но это Бог живой, он действует не так, как хочет человек. Это Бог не для душевного комфорта, чтобы было легче жить, грешить и спокойно существовать, поэтому очень многие сторонятся истинно религиозной жизни, той же веры. Потому что апостол говорит, что через веру мы спасаемся, и дальше Христос продолжает после притчи о богатом, этом безумном человеке, который имел много планов, он говорит, что посмотрите на птиц небесных, как они летают, не прядут, не сеют и Бог их питает; посмотрите на полевые цветы, которые просто растут, которые однодневки – сегодня они утром красивые, потом засохшие, и все равно, какая красота. И говорит: «Не больше Бог любит свое высшее создание – человека, чем эту траву? Ведь человек не видит своей естественной красоты, он стремится часто не к тому». Он говорит: «Не думайте, не напрягайте свою душу, чтобы так сильно заботится о том, что есть, что пить, во что одеваться и так далее». Или, как там, вообще, соответствовать, быть, как все и не как все и еще что-то такое, весь этот социальный закомплексованный бред.

Человек должен думать о себе, о своих ближних, о том, что переходит в вечность из него. То, что не переходит – это нечто такое, либо нейтральное, либо даже совершенно патологическое, либо нужное или ненужное, но не главное. Оттенки – второстепенны, скажем так. И эта иерархия ценностей должна присутствовать всегда перед внутренним взором, потому, что чаще бывает наоборот. Женщина или мужчина, не выйдет к людям в плохом виде, ненакрашенная, с засаленной головой, в тряпках, или какой-то мужик расхристанный, нет, они как-то будут собираться, но делать нехорошие дела, говорить грязные слова и подобные вещи – это ничего. И почему-то это так человек себе оправдывает: да, я грешен-грешен. Хорошо, ты грешен, давай, внешнее должно соответствовать внутреннему. Раньше так и было, церковная дисциплина это предполагала. Грешники стояли в притворе по степени, или лежали, или на коленях стояли, и перед каждым каялись. Соответственно, они были в рубищах, то есть в бомжовских лохмотьях и от них воняло. Их внешний вид соответствовал внутреннему состоянию их души на данный момент. Господь обличал фарисеев: «Вы, как гробы повапленные», то есть покрашенные. Красивый гроб с позолотой внутри полон мерзости и нечистот, прогнившая туша, которую даже смрадно открыть. Вот так вот люди часто и делают. То есть признать, что они грешные, плохие, это им еще полбеды, а ты, соответственно, так попробуй и иди к людям. Страшно, потому что тогда увидят: «А-а-а, так вот ты какой, фу!» Хотя, они сами фу, но скажут, что нельзя же. Это социальная игра лицемерия, когда друг друга, как в басне лисица хвалит петуха или ворона за то, что хвалит он ее и так далее, то есть друг перед другом: я же не какой-нибудь такой, не последний, ничего. И прочий бред.

Бог видит человека изнутри, поэтому нельзя об этом забывать и думать, что внешняя наша жизнь даст нам какие-то преимущества. Очищайте внутренний сосуд своего сердца – говорится в Евангелии. Изнутри боритесь с грехом. Поведение – это лишь производная. Можно заставить себя вести хорошо или плохо. Маленьким детям говорят: «Веди себя хорошо, а то будет наказание». Кто тебе даст наказание, если ты не сам? Да, конечно, как говорил Высоцкий: «Жизнь тебя накажет строго». Ну, кого накажет явно, кого не явно – не важно, главное, чтобы человек не терял контакта, связи со своей глубиной, со своим сердцем, потому что, когда жизнь происходит на поверхности, такая рассудочно-суетливая, где-то связи, где-то знакомства, куда-то пошел, туда-сюда, работа, карьера, везде успеть, ну и что? Завтра, раз, и какой-нибудь онкологический диагноз и за месяц…

Кому вся сия будет? Риторический евангельский вопрос. Для чего старался? Я детей обеспечивал. Дети стали наркоманами, развратными существами и прочее, потому что они видели, что родители настяжали чего-то, или не о том думали. Зачем это детям? Детям это не нужно. Детям нужно передать веру, чистую совесть, а прокормиться они и сами смогут.

Так что, вера, о которой говорит Господь – это очень большое дело. Вера и доверие. Ведь только доверяя Богу можно вести такую жизнь, чтобы душой не прилепляться. Говоря языком психологическим, тревога, которая съедает население. Никто не скажет, что у него нет тревоги, и тревога, то подымается, то понижается, подымается, зашкаливает, и тогда человек начинает от того, что или он ест перед телевизором или пьет, или бегает, грубо говоря, по каким-то дядям, тетям и так далее, что угодно, или меняет машины, смотря, что и кому позволяют средства, но он бежит от себя, потому что его тревога гонит. Она нарастает и выдавливает его на поверхность, чтобы действовать. И он ищет решения тоже на поверхности, и как белка в колесе. Она думает, что делает дело серьезное – бежит, работает, глупое бессмысленное занятие. То есть, все в жизни на своем месте – работа, дети, то, се, но когда человек смотрит на это под знаком вечности, то есть как бы из глубины, воззвав к тебе, Господи. Еще в псалмах говорится – из глубины. Тогда потихоньку все становится на свои места, вырабатывается правильный взгляд, то есть, как Бог нас видит, так и мы должны приучаться себя видеть. То есть, не как временных существ, которым лишь бы только выжить и чему-то соответствовать, каким-то своим имиджам и образам, каким-то комплексам и прочим, а как мы будем с Богом, что мы привнесем, что мы, действительно, дадим своим детям, что мы, действительно, взяли от своих родителей, что нам не нужно потерять. Вера без доверия невозможна, как и доверие к Богу, это и есть проявление веры. Когда мы промысел Божий воспринимаем, действительно, что Бог заботится о нас, то есть он знает. Если мы болеем, если у нас все плохо, это тоже надо, это тоже происходит. И не так, что Бог нам это посылает в наказание. Может быть, и так иногда, а может быть, и нет. Нечто движется естественным путем, но человеку нужно это пройти. Это, как спортсмену, чтобы поехать на Олимпиаду, нужны годы и десятилетия тренировок, профессору, чтобы стать таковым, нужно много-много лет учиться и так далее, так и человеку, чтобы достичь чего-то, ему приходится со своей ветхой плотью, со своей покореженной душой бороться. Здесь всякие лекарства хороши – и сладкие и горькие, и утешение и скорби. Когда человек, все-таки, чувствует где-то в глубине души, что Бог о нем знает и помнит, и что по большому счету с ним плохого не случится – ну, поболеет, ну, выздоровеет. Есть болезни не к смерти. Если кому-то пришла пора помирать, так все умирают. Пришла пора – значит, так и есть, и так далее. Эта тревога, которая не дает жить, которая не дает любить, не дает правильно чувствовать, она отступает, а иначе очень человеку тяжело. Поэтому, будем молиться, чтобы Господь просветил нас в глубине сердца нашего, и дал нам силы и благодать, и укрепил нашу веру. Аминь.