Праздник Воздвижения Креста Господня

2 года назад о. Олег Комментарии к записи Праздник Воздвижения Креста Господня отключены

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был вчера и сегодня продолжается. Мы читали Евангелие и апостольские послания, посвящённые Кресту, где говорится, что Господь опять нам повторяет, что, кто хочет быть моим Учеником пусть берёт свой Крест и идёт за мной. Берёт и идёт, если хочет быть со Христом, если хочет идти путём спасения своей души.

Что значит берёт? Нам не надо его где-то искать, где-то брать. Мы должны его просто не отбрасывать не от себя, потому, что Крест наш с нами и так присутствует. Мы носим на себе крестик в знак материального напоминания об этом, но вся наша жизнь от рождения и до смерти, и представляет собой несение Креста. Господь нас призывает к тому, чтобы мы делали это осознанно, то есть, несли Крест безропотно, с радостью и с благодарностью. И когда нам трудно и больно, и скорбно, чтобы мы обращались к Богу, а не пытались в таком параноидном экстазе отбросить всё это от себя, и делать вид, что мы это не мы, а какие-то другие люди. Господь знает про каждого из нас, кто он есть, но мы не знаем, вот в чём проблема.

Ещё древние говорили: «Познай самого себя». И также в Писании сказано, что приступай к углублению в себя, «Царство Божие внутрь вас есть» — сказано в Евангелие. Если Царство Божие внутри человека, ну тогда, что может быть логичнее, чем углубляться в себя и познавать Царство Божие и своё место в нём. Но сказано, что сердце человека глубоко, и там гады, которым нет числа. Их очень много и они разные, и они отвратительные и мерзкие. Если человек хочет жить в иллюзиях по поводу самого себя, что у него, может быть, есть защитный образ, он с детства формировал, формировал и наконец, сформировал себе какой-то такой имидж, в который он пытается верить сам и окружающих к этому принуждает. Но Богу это не нужно, Бог знает нас изнутри, и мы догадываемся каким-то глубоким своим умом задним, изнутри, какие мы есть, и что с нами происходит. Часто человек не хочет этого принимать, потому что ему стыдно, ему неприятно, ему настолько неловко с собой самим таким, что он предпочитает какой-то такой путь поверхностный, весёлый, деятельно-социальный и так далее, или кто-то просто пьёт или колется. Любой «-изм», начиная от алкоголизма и трудоголизма, и прочего, это всегда зависимость, это всегда уход от реальности, реальности духовной, которая не подчиняется нашему контролю, вот в чём дело.

Господь призывает нас быть открытыми: будьте, как дети, доверяйте Богу. Но человек… В нём гнездится страх экзистенциальный, вообще. Человек, когда рождается, он кричит, потому что ему страшно и больно, и так в жизни продолжается дальше. Кому-то удаётся, более или менее, сохранять позитивное отношение и принимать жизнь и прочее. Не у всех так было. Наши родители, наша наследственность, наши обстоятельства, особенности нашей психики – это всё часть нашего Креста, как и наша внешность, наш рост, наш интеллект и так далее. Ты не выбрал же себе это, ты таким родился, а дальше уже живёшь, и делаешь постоянно выбор, и от этих выборов бесчисленных складывается направление нашей жизни, когда мы можем, либо приближаться к Богу, либо удаляться от него. Если мы удаляемся, если мы свой Крест индивидуальный, личный, то есть, совокупность всех наших обстоятельств, всех наших трудностей, это тот путь, которым Господь наш ведёт нас ко спасению. Это очень узкий, очень извилистый путь среди опасных камней и так далее. Мы часто не понимаем, нам не хватает нашего сознательного разума, чтобы понять, как это происходит. Но если мы доверяемся Богу как-то внутренне, полагаемся на его волю, не пытаемся всё контролировать, вот это патология. Когда человек хочет всё контролировать в своей жизни, а ещё и в жизни окружающих, и с этой серьёзной проблемой надо разбираться, потому что это перекрывает пути к духовному развитию и душевно является тоже симптомом. Поэтому, отдаём Богу Богово, пытаемся быть открытыми, и тогда наш Крест мы воспринимаем, как бы, в простоте души. Больно – плачем, радостно – смеёмся, вот в таком духе. Требуется что-то сделать – делаем, не можем ничего сделать – терпим, не нравится то, что с нами происходит, значит, тоже ждём, когда это пройдёт. То есть, пытаемся избежать яростного, гневного неприятия и отторжения, потому что тогда мы именно и пытаемся сбросить этот Крест, но последующий всегда бывает тяжелее.

Все, кто сняли с себя свой крестик, они получили потом гораздо худшее, и потом они каялись, сокрушались, но крепок задним умом человек. Для этого у нас есть Писание, мы не можем только сами всё знать, мы должны доверять Церкви. В Церкви до нас миллионы, миллиарды людей спасались и будут. Этот опыт духовный присутствует здесь. Мы участвуем в таинствах, мы причащаемся, мы эту благодать должны нести с собой в нашу жизнь повседневную, чтобы глубже проникало христианское начало с нашей простой жизнью, чтобы это не были совершенно изолированные области бытия. Тогда наш Крест становится нам всё более и более понятен. Ведь человек больше всего боится неведомого, и когда он начинает понимать, почему с ним происходит то или иное, почему какие-то внутренние страсти именно так его раздирают, а не иначе, почему он падок на те или иные вещи, почему, вообще, с ним повторяются какие-то жизненные модели поведения. Страх немножко уходит, и человек становится способен к более открытой и к более творческой жизни. Простая фраза: «Бери свой крест и иди за мной». На уяснение этой фразы Господа могут потребоваться десятилетия нашей жизни или вся жизнь. С переменным успехом мы, конечно, пытаемся это делать, но мы призваны к совершенству. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» — говорит Христос всем нам.

Господу нашему слава во веки. Аминь.