Паломничество на Афон

3 месяца назад Иоанн Комментарии к записи Паломничество на Афон отключены

Вступление

В прошлом году мы праздновали 1000-летие пребывания русских монахов на Святой Горе Афон. Этому событию было посвящено множество статей, передач и мероприятий. Прошло такое мероприятие и в нашем храме, на котором один хороший человек мне сказал, что я обязательно должен посетить это святое место. Конечно должен, вот только соберём группу, попросим возглавить её нашего батюшку и тогда обязательно посещу.

Время шло, группа собиралась, но потом по разным причинам рассчитывать на совместную поездку с кем-то уже не приходилось. Подходило время приобретать билеты на самолёт и вот попадается мне сообщение в интернете, где советуют не искать попутчиков для совместного паломничества на Святую Гору, дабы не проводить время в пустых разговорах и суете на святом месте. В этот же день, понимая, что тянуть время уже некуда, воспользовавшись этим советом, я отправляю запрос на разрешение посещения Афона в Русский Пантелеимонов монастырь, а на следующий день покупаю билеты на самолёт. Одному в чужую страну, но отступать некуда, одна надежда на помощь и покровительство Пресвятой Богородицы. И всё это происходит с человеком, который раньше и не собирался никогда туда ехать, и даже не было такого желания. Есть такое понятие как «Призывающая благодать». Наверное, это со мной и случилось.

Дорога

Добраться до Святой Горы сейчас конечно же легче, чем допустим, 50 лет назад, но определённые трудности имеются. Вначале нужно прилететь в г. Салоники, оттуда добраться в г. Урануполис, который находиться в более чем 100 километрах. И уже из Урануполиса отправляться на пароме к Афону. Стояла проблема переезда из Салоник в Урануполис, т.к. самолёт прилетал поздно и на последний автобус я опаздывал. Нанимать такси очень дорого. Была надежда встретить таких же паломников и, разделив расходы ехать на такси. Но всё оказалось куда более удачно чем можно было даже мечтать. Ещё в аэропорту Москвы я встречаю двух батюшек, которые оказываются монахами с Афона, и которых ждёт автомобиль в аэропорту Салоник. Они соглашаются взять меня с собой до г. Урануполис. Так же в этот автомобиль случайным образом (но это уже его история) попадает ещё один паломник, Эдуард, с которым я знакомлюсь, и дальше мы следуем до определённого момента вместе.

Так прошла основная часть моей дороги на пути к Афону: все проблемы разрешились наилучшим образом и я встретил человека, который мне оказался очень полезен, но об этом потом.

День первый. Русский монастырь

Планы на первый паломнический день с моим новым знакомым совпадали — мы должны были остановиться в Русском Пантелеимоновом монастыре. Но я планировал сойти с парома на два монастыря раньше, в Дохиаре, поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», и уже потом дойти до Пантелеимонова монастыря. Не буду сильно гадать, что было бы если бы я так поступил (возможно встретил некоторые трудности с размещением, так как приём паломников в нашем монастыре оказался в определённые часы), но Эдуард предложил мне вначале разместиться в нашем монастыре, а потом уже пройтись до Дохиара вместе. По крайней мере, так принято на Афоне: вначале зайти в монастырь, который дал тебе разрешение. Так мы и поступили.

Эдуард был здесь уже много раз и он мне рассказал много полезной информации, показал что и как делать при приходе в монастырь и куда обращаться.

Первое, куда должен идти паломник, пришедший в монастырь — это Архондарики — место приёма паломников. Здесь тебе по традиции дадут угощение в виде чашечки кофе или рюмочки «Узо» и стаканом воды с лукумом. В некоторых монастырях, в частности русском, можно также самому налить себе чаю или кофе и попить с чем-нибудь. В русском на столе стояли сушки. После угощения тебе дают толстую книгу, куда ты должен записаться. Если пришёл в монастырь мимоходом, чтобы отдохнуть и поклониться святыням, достаточно принять угощение. Кстати говоря, мощи в большинстве монастырей выносят только после вечерней службы, поэтому по пути можно поклониться только иконам, расположенным в храмах.

Русский Пантелеимонов монастырь Ι.Μ. Αγ. Παντελεημονος

В Пантелеимоновом монастыре меня разместили в келии на одного человека. Здесь стояли кровать, стол, стул, шкаф. Лежала Псалтырь, были иконы. Было чисто и уютно.

Перед вечерней была экскурсия по монастырю. Показали костницу, правда помещение, где хранятся черепа, было закрыто, зато рядом в шкафу под стеклом лежало много костей. Так же отвели в часовню где хранятся мощи. В каждом монастыре на Афоне много мощей и они достаточно большого размера, а не такие, как мы привыкли видеть в наших храмах в мощевиках.

Вечерняя служба началась около 18.00 по мирскому времени и продолжалась один час, после чего все дружно пошли в трапезную. Думаю, многим интересно, чем питаются в монастырях на Афоне. В первый день я отведал вкусного супа, который наливали себе каждый, сколько желал из общих мисок, стоящих на столах, а так же была наложена порция риса, лежали овощи, солёные оливки и наливали травяной чай. Оливки лежали также на всех трапезах и в других монастырях.

Дальше для желающих была исповедь, которую проводил духовник монастыря отец Макарий и ещё один старенький иеромонах. Удалось подойти под благословение к игумену нашего монастыря отцу Евлогию.

Утреня началась примерно в 3.30 (по мирскому времени) утра. Литургия закончилась около 7 часов. Электричеством в храмах не пользуются, а если где пользуются, то только для подсветки книг для клироса, но и это не везде. В основном для чтецов висят светильники, работающие на масле, по типу керосинки. Темнота и лишь небольшой свет от лампад и нескольких свечей только помогают молитве. В определённые моменты службы то зажигали, то гасили свечи на паникадиле и хоросе. Наверно потому что не было большого праздника, свечи зажигали не все. На Херувимской паникадило с хоросом раскачали и они качались до конца службы.

Проповеди здесь не говорят и к Кресту в конце службы не подходят, но сразу после Причастия служащий священник раздаёт всем оставшимся по большому куску от служебной просфоры.

После Литургии была трапеза, на которой давали суп, омлет и какао с молоком. Здесь, в отличие от других монастырей, мощам поклоняются утром. Приложились к главе Великомученика Пантелеимона и в ранее описываемой часовне к остальным мощам.

День второй

Монастырь Святого Павла  Ι.Μ.Αγ. Παυλου

Мой новый знакомый Эдуард остался в монастыре трудничать, а мне предстояло дальнейшее путешествие. До этого я планировал передвижение пешком, но так как после вчерашних переходов до Дохиара и обратно с непривычки сильно болели ноги, решил отправиться на пароме, чтобы немножко дать ногам отдыха, потому что завтра я должен был подниматься на вершину Горы Афон. Подниматься на Гору Афон самое близкое со скита Святой Анны, но так как там трудно устроиться на ночлег ввиду малости скита, сошёл с парома я раньше — в монастыре Святого Павла. Поселили меня здесь с двумя сербами, которые ещё были со своим батюшкой. Случайно узнал, что они идут на могилку к Иосифу Исихасту и попросился с ними. Стоит сказать, что когда планировал своё паломничество, надеялся сходить к месту, где последнее время жил старец Иосиф. Но возможно это было бы только при размещении на ночлег в скиту Святой Анны. А про могилку я даже и не знал, и тут такой очередной подарок, не последний, кстати, на этот день. По дороге на могилку мы встретили мулашку (смесь осла и лошади), которая бродила по тропе, жевала ветки кустарников и позволила с радостью сфотографироваться с ней. А сама эта тропа оказалась той самой, по которой мне предстояло завтра идти к началу подъёма на Гору (вот разрешилась ещё одна моя проблема). На могилке старца Иосифа мы отслужили литию.

Утром перед трапезой познакомился с русским иеромонахом этого монастыря, который подарил мне несколько тюбиков с маслом от монастырских лампад. День был постный, поэтому трапезы как таковой не было, но было чаепитие с хлебом и вареньем специально для паломников (монахи в постные дни едят только вечером). Так же на столе лежали оливки.

День третий. Гора

Церковь на вершине Горы Афон

В восьмом часу вышел из монастыря Святого Павла и пошёл в Гору. Погода была прохладная, дул сильный ветер. По дороге зашёл в скит Святой Анны, приложился к её иконе. Здесь уже отдыхала группа, спустившаяся с Горы. Это было примерно 8 часов. Путь до церкви Панагия — места на Горе, куда по преданию дошла Богородица, составил примерно 4 часа. По дороге попадались спускавшиеся с Горы паломники, передавали просьбу монаха живущего в Панагии, собирать шишки или палки для растопки печи и самовара. Прихватил с собой по дороге несколько палок. Может быть, взял бы больше, если бы точно знал, когда будет конец моему восхождению. Но пока путь мой всё продолжался и продолжался. Дорога в гору не прямая, а идёт зигзагами, чтобы подъём был не крутой. Кругом камни. Ближе к вершине стал замерзать, думал заболею. Но обошлось. Несмотря на сырость, холод и ветер, которые иногда меня сопровождали, на протяжении всей поездки я чувствовал себя отлично, даже не было заложенности носа. Когда же добрался до дома, то сразу заболело горло. Но пока я только подходил к Панагии. Здесь меня встречала густая облачность, сырость и ветер. Увидел заветную церквушку. При входе, с разрешения старшего ударил в колокол. Старший здесь монах Павел, русский. Довольно молодой, живёт здесь шестой год, с мая по ноябрь. Не сказать, что оказывает Авраамово гостеприимство, но держит порядок, контролирует «процесс». Нелёгкий подвиг ему достался. Келии отдельной у него нет, спит прямо в коридоре на лежаке, вокруг постоянно кто-то ходит, обедает, молится в храме, который в соседней комнате. Для паломников имеется отдельная комната с двухъярусными кроватями, чистой постелью, тёплыми одеялами.

Сюда передо мной пришла группа из трёх человек с северной части нашей родины: батюшка Олег из Пскова и два его знакомых из Питера. С ними я хорошо познакомился. Потом подошла ещё группа русских с батюшкой и группа русскоговорящих румын, тоже с батюшкой.

Я надеялся, что к утру тучи на вершине разойдутся и при хорошей погоде получиться туда подняться, но мои новые знакомые надежды не испытывали и решили подняться наверх в этот же день. В конечном итоге я пошёл с ними и не прогадал. Утром погода только ухудшилась. На вершину мы сходили и вернулись часа за два с половиной. В целом подъём был без ветра и даже как-то было тепло местами, но на самой вершине был сильный ветер, накрапывал дождь. Видимость была минимальная. Храм оказался закрыт. Поклонились Кресту, позвонили в колокола, набрали камушков.

Итак, у нас оказалось три священника, каждый пришёл с целью отслужить здесь Литургию. Вечерняя началась в 18 часов, хотя планировали вначале совершить полностью ночную службу. Но что-то пошло не так. Литургия началась в полночь. Мне позволили прочесть 3 и 6 часы. Служба велась на трёх языках: русском и румынском и так же пели на греческом пасхальный тропарь «Христос Анести». Все причастились. Оставшееся время до утра проспали.

День четвёртый

В 7 утра с группой отца Олега начали спуск. На развилке мы разделились, т.к. нам нужно было идти в разные стороны: я пошёл в сторону Великой Лавры в румынский скит Иоанна Предтечи (Продрому), а они обратно в скит Святой Анны. Хотел по дороге зайти в пещеру Нила Мироточивого, но не нашёл её, только сделал большой крюк по сложной тропе с подъёмами, густой растительностью, каменными завалами. Потом узнал, что я был почти на месте, но видимо не в этот раз… Очень устал. На место я пришёл около 12 часов. Здесь меня приняли очень хорошо, угостили традиционными угощениями, а потом ещё отвели в столовую и дали полный завтрак. Здесь я помылся, постирался. Удобства для паломников в монастырях Афона сделаны на высшем уровне, но в этом скиту верх совершенства (джакузи конечно не установлены, но душ, туалет, всё в кафеле, чисто, опрятно). Поселили меня в уютной комнате на 16 кроватей, батареи были тёплые, несмотря на середину мая. Вот такая забота о гостях. Кстати по ночам было довольно холодно, особенно в горной части. И очень звёздное небо, хорошо виден Млечный путь. Так вот, вначале я был один, потом подселили человек 10 из Украины. В целом из Украины паломников встречалось больше чем из России. Может быть, влияет возможность проще доехать до Греции на автомобиле. Так же достаточно было румын, немцев, само собой греков. Были наверно и другие национальности, не интересовался. Но всё же русскоговорящих встречается в пеших путешествиях больше всего, особенно по дороге к Горе.

Украинцы попались дружелюбные, пригласили за стол, хотя и пошутили прежде про Белгородскую область, что это бывшая и будущая Украина.
В этот день я сходил в пещеру Афанасия Афонского, которая располагается недалеко от этого места. Правда, там уже не совсем пещера, а целое строение, причём закрытое.

Скит Продрому расписан хорошо, как и русский монастырь. Храм в греческом монастыре Святого Павла был не расписанный, тёмный и мрачный.

Вечером в скиту кормили супом, салатом, куском сыра, репой, яблоком, оливками. Утром следующего дня, который был постным, давали чай с хлебом и вареньем и кусочек халвы.

Скит Продрому Σκητη Τιμιου Προδρομυ

День пятый

Из Продрому вышел в 8 часов и вскоре дошёл до Великой Лавры — главенствующего монастыря, откуда пошло монашеское жительство на Афоне. Здесь подвизался и покоится Афанасий Афонский. Его рака с мощами располагается в северном пределе одного из храмов. По дороге свернул по указателю к пещере Иоанна Кукузеля. Углубление в земле, прикрытое огромными камнями. Дверей нет, есть узкий лаз между камней. Вылезать оттуда не хочется, чувствуется, что место намоленное, какая-то лёгкость ощущается.

Великая Лавра Μεγιστης Λαυρας

В Лавре приняли без проблем, хотя вначале вышло недопонимание: они на своём греческом спросили меня где я собираюсь спать этой ночью, а я подумал, что они спрашивают где я спал прошедшей ночью. Поэтому мой ответ сбил их с толку. Они подумали, что я пришёл сюда мимоходом и иду в соседний скит Продрому.

Поселили меня в большой комнате на 30 кроватей. Был вначале один, но потом подселили двух иностранцев и ещё группу русскоговорящих болгар. Вечером кормили холодным супом, оливками и апельсином (день постный). Из напитков — холодная вода. На следующий день утром (суббота) давали холодное картофельное пюре с красным окунем приличных размеров, салат из огурцов и сухое вино. Так же стояла холодная вода. Логика мне подсказывает, что здесь едят только холодную еду. Так же холодную еду впоследствии давали и в некоторых других монастырях. В любом случае, везде еда была вкусной, за исключением встречающихся блюд с молоком. Оно явно было не коровье, а с противным привкусом. Сыры так же были с этим привкусом. На всех трапезах в монастырях читают жития святых, время на обед отводится достаточно много. Ждут пока большинство доедят и настанет тишина от шума ложек и стаканов.

Монахов в монастыре, несмотря на статус, мало, и здесь большинство пожилые. В других монастырях, где я был, много молодых монахов и послушников. Но в целом в большинстве монастырей монахов 2-3 десятка, а то и меньше. Храмы и трапезная ярко расписаны, интересный стиль росписи.

День шестой

Часовня у источника Святого Афанасия

Из Лавры вышел в 9 часов и пошёл в молдавскую келью Иоанна Богослова в местность Провата, что в переводе с греческого «овцы». Местность эта со стороны напоминает сплошной зелёный луг, как пастбище, наверное отсюда и название. Другие названия на Афоне тоже вполне осмысленны и имеют ясный перевод. Что касается Проваты, то эта местность простирается на большое расстояние от склона Горы к центру Афона. Но это я узнал уже потом, а пока навигатор мне показывал небольшой участок местности с несколькими кельями, среди них я и надеялся отыскать мой конечный пункт. Путь занял около 3 часов и 15-20 километров по хорошей дороге. Зашёл на источник Афанасия Афонского, место где он встретил Богородицу и где Она вселила ему добрую надежду на попечение о его монастыре. Тогда по удару жезлом Афанасия забил этот родник. Вода считается святой, так и написано — Агиасма. Напился, налил бутылку домой. Вообще вода на Афоне очень хорошая по вкусовым ощущениям. Место на роднике облагорожено, построена часовня. Все дороги в это время усыпаны большими жёлтыми цветами, похожими на гигантскую сурепку. От них идёт очень сильный приятный запах. Всю дорогу довольствовался ароматами.

Вид из келии Иоанна Богослова

Место, куда меня привёл навигатор оказалось не тем, где находилась келия Иоанна Богослова. Это я узнал, когда позвонил, чтобы уточнить в какую именно из здесь находящихся следует мне идти. На том проводе мне объяснили, что с того места, где я сейчас нахожусь идти ещё часа 2, сказали ориентиры, договорились через некоторое время созвониться снова для уточнения маршрута. Делать нечего, назад дороги нет, сегодня мне нужно быть именно здесь, ведь завтра день апостола Иоанна Богослова. У нас в Лапыгино будут праздновать престольный праздник, почему я должен отставать от своего родного прихода? И только я отключил телефон, едет маршрутка и останавливается. Я водителю машу, что мне не по дороге, мне нужно идти вглубь по тропе. Он всё равно останавливается и спрашивает «Куда». Отвечаю куда, он мне говорит на русском «Садись» и везёт меня туда, откуда я шёл. Провёз некоторое расстояние и показал короткий путь до нужного мне места. Пообещал, что уже через 30-40 минут буду на месте. Доверился доброму человеку и помощи Богородицы. Пошёл, слышу машина сзади. Остановил, чтобы уточнить туда ли я иду. Оказалось, что ехал монах с соседней келии. Так, вместо обещанных 2 часов я добрался минут за 30 в совершенно незнакомое и глухое место. К месту сказать, несмотря на множество различных указателей, не всегда легко сориентироваться. Попадаются разветвления дорог без указателей, особенно в таких глухих местностях, как Провата, поэтому одному без средств навигации можно легко заблудиться.

Келия Иоанна Богослова оказалась далеко от дороги, на достаточной высоте, с прекрасным видом на море и вершину Горы Афон. Настоятель келии оказался очень скромным и молодым монахом. Один из трудников хорошо накормил меня. В келиях, в отличие от монастырей, обстановка и быт больше похожи на домашние. И обедали мы в обычной кухне с небольшим столом. Поселили меня в одиночной келии с окном на Гору.
Вечернее богослужение началось в 20 часов и закончилось в полпервого ночи. А Литургия началась в 7 утра. Богослужения по большей части шли на молдавском языке, но некоторые моменты были на русском языке специально для русских паломников (это я случайно услышал, как настоятель просил чтеца прочесть по-русски, потому что есть русские). После Литургии праздничный обед. Был суп и хороший кусок от большой тушёной рыбины. Так же было яблоко и молдавское сухое вино. Что касается вин, то в монастырях на стол ставят графин и каждый наливает сколько хочет в разумных пределах.

День седьмой

Из молдавской келии уходить не спешил, решил немножко отдохнуть, т.к. до следующего монастыря — Каракал — было не далеко. Вышел около 11 часов и на месте был часа через 1,5. Меня здесь очень тепло приняли, вообще атмосфера этого монастыря понравилась больше всего, хотя больших различий не было. Есть русские монахи, один фин. Вечерняя служба была короткой, так как наступал праздник мученика Христофора — один из Панигиров (чтимых праздников) этого монастыря. На трапезе был тёплый суп, оливки, зелёный лук и апельсин. Из напитков — вода.

В келии меня поселили одного, но потом подселили Василия Ивановича из Киева. Это человек, который дал обещание обойти пешком все монастыри Афона. Сейчас он находился на середине своего пути. На Афон он заехал на несколько дней раньше меня, и уехать собирался на неделю-полторы позже. В целом шли мы с ним до этого дня примерно одним маршрутом.
Ночная праздничная служба началась около 1 ночи и продолжалась до 8 утра, потом ещё был крестный ход к какой-то часовне за пределами монастыря и молебен там. Несмотря на длительность службы было не тяжело и это вполне объяснимо. Во всех монастырях имеются стасидии, в которых можно посидеть, либо опереться локтями об поручни. Монахи там особо и не стоят на службе, встают только на основные моменты. Что касается конкретно этой службы, то спустя пару часов после начала пригласили всех на чашечку кофе для подкрепления сил. Чашечка конечно была самая что ни есть кофейная, на пару глотков, но сил, наверно, прибавила. В это время в храме продолжалось какое-то чтение. Праздничный обед наперекор всем моим ожиданиям оказался простеньким: были макароны с варёными морепродуктами (кальмары или что-то подобное) и вино. Вода, само собой разумеющееся, стояла на каждой трапезе.

Крестный ход в Каракале

День восьмой

Планы с Василием Ивановичем оказалась на ближайшие дни также примерно одинаковые, поэтому решили дальше идти вместе. По дороге зашли в монастырь Филофей, где угостились лакомствами и поклонились святыням, и далее последовали в Ивирон — монастырь где хранится Иверская икона Божией матери.

Иверский монастырь очень большой по размерам, сопоставим с русским, но монахов мало. Здесь имеется большой гостиничный комплекс на три этажа. Идёшь по коридору, а по сторонам двери в номера. Точно как гостиница. В нашем номере был камин, правда уже не действующий. Явно остался со старых времён. А в коридоре на первом этаже имеется громадный камин на пол стены, в котором как украшение лежала бревно в пол дерева. Так раньше здесь обогревались. Сейчас везде проведено централизованное отопление.

По приходе в Иверский монастырь нас никто не встречал и мы некоторое время просидели, ожидая кого-нибудь увидеть из ответственных лиц. Через некоторое время зашёл ещё один человек — оказался тоже русским, причём соседом. Станислав был из Воронежа, к тому же у нас с ним были билеты на один самолёт. Забегая вперёд, скажу, что места в самолёте тоже достались соседние, несмотря на разное время регистрации. Но пока что нам оставалось быть на Афоне ещё две ночи. Поселили нас троих в трёхместной комнате.

После вечерней службы в основном храме здесь сразу совершается чтение акафиста в другом небольшом храме перед Иверской иконой. Икона большая и вся украшена драгоценностями — крестами, панагиями, цепочками — приношениями от благодарных людей, получивших здесь просимое.

Трапеза в этом монастыре не общая с монахами. Вечером давали суп и макароны, а утром только чай с сухарями. Но зато здесь есть буфет, где самому можно приготовить себе чай или кофе и перекусить оливками, сухарями и фруктами. После вечерней трапезы сходили на источник Иверской иконы, который располагается на берегу моря в 5 минутах ходьбы от монастыря.

День девятый

В храме Ильинского скита

Из Ивирона вышли втроём. Для меня и Станислава оставалась одна ночь на Афоне. Я планировал в этот день идти в Кариес — столицу Афона — в Андреевский скит, который раньше принадлежал русским. Сюда планировал больше потому, что утром легко добраться до парома в случае непогоды на автобусе. Василий Иванович согласился с моими планами, его маршруту они не противоречили, но предложил сделать крюк и зайти ещё в пару монастырей. Станиславу разницы особой не было. Так мы и сделали, посетили монастыри Ставроникита и Пантократор, и зашли в Ильинский скит, так же когда-то бывшем русским. Особо хочется сказать о русских строениях на Афоне. Они отличаются от греческих большим размахом и богатым убранством. Многие иконы в «ризах». На некоторых высечены имена жертвователей (естественно русских) этих убранств.

Далее мы пошли в Кариес. Рискнули зайти в Кутлумуш, монастырь, где подвизался одно время Паисий Святогорец, с просьбой о ночлеге, но, конечно же, нас там не приняли и на это есть объективные причины. Монастырь маленький, но популярный, места здесь нужно бронировать за несколько месяцев, тем более для групп, а нас было трое. До Андреевского скита около километра, дошли, хотя сил уже ни у кого не было, Станислав на полном серьёзе хотел остаться у ворот Кутлумуша при фонтанчике на лавке. Всего в этот день мы прошли около 16 километров по холмам.

 

Братия алтарники :)

В Андреевский скит (бывший русский) пришли за час до вечерней службы, разместились в комнате на 20-30 кроватей. Здесь уже было много русских и несколько греков. День был перед отданием Пасхи, служба была с постоянным распевом «Христос Анести», все держали свечи. Храм этого скита самый большой в Греции, по-хорошему здесь нужно поселить монахов 100-200 из России и других братских народов. Но, к сожалению, всем этим русским благолепием и размахом заведуют греки, которые-то и свои монастыри не могут полностью заселить. Василий Иванович рассказал историю, что когда здесь был В. В. Путин, то он отказался даже заходить в этот скит, потому что греки не хотят вернуть его снова Русской Церкви. У меня тоже появилась печаль об этом месте. Явно чувствовалось, что греки не справляются со всем этим благолепием. Заесть нахлынувшую тоску тоже не получилось, так как оказалось, что трапеза в этом скиту бывает перед службой, и была в тот момент, когда мы сюда пришли. Окончательно огорчившись, утреннюю службу решил немножко проспать. Пришёл в шестом часу. Служба была праздничной, пасхальным чином. Раскачали все паникадила. Постоянно слышались возгласы «Христос Анести», были и русские «Христос Воскресе». Один раз батюшка даже пропел пасхальный тропарь на русском. Это было моё последнее богослужение на Афоне.

Последняя моя трапеза на Афоне состояла из молочного супа с макаронами, сыром типа брынзы и чаем с сухарями. Чай не сладкий, но сахар стоял на столе. Трапезы на Афоне при мне все были сытные, иногда даже всё не съедалось. Но это время было не постное, и даже наоборот — пасхальное. Не берусь гадать, как и сколько едят здесь в пост. Возможно, когда-то сподоблюсь узнать достоверно и тогда расскажу.

День десятый

После трапезы мы собрались и пошли в Кариес на автостанцию, пока ждали автобус до причала, прошлись по магазинам, докупили сувениры и подарки и устроили прощальный обед с нашим другом Василием Ивановичем, которому сегодня предстоял очередной дальний переход в монастырь Ватопед. Но а я и Станислав уже готовились к встрече со своими родными и близкими. На пароме я снова встретил моих новых друзей из северной столицы.

Послесловие

Когда готовился к поездке и собирал информацию, не раз приходилось слышать, что на Афоне Богородица Сама ведёт паломника и всё устраивает наилучшим для него образом. Конечно же, в это я верил, но ощутить это на себе так явно даже не надеялся. И вот теперь и я могу сказать эти слова: «На Афоне Богородица Сама ведёт человека и устраивает для него всё наилучшим образом. И это попечение ты ощущаешь явно и на каждом шагу». Возможно, по тексту это и не совсем понятно, да и не всё здесь описано, но это действительно так.