Об исповеди (часть 2)

1 месяц назад Симеон Комментарии к записи Об исповеди (часть 2) отключены

Как мы уже писали в предыдущем выпуске, нами начата публикация статей и мнений разных авторов о том, что такое исповедь. Мнения эти мы уточняли исходя из следующих вопросов: перечислять ли все грехи, даже самые малые? Можно ли про себя в очереди к исповеди перечислять незначительные, не волнующие тебя грехи, чтобы не отнимать время у других? Как строить отношения с батюшкой? Как вообще найти его и понять, что он «твой»?

Но сначала — немного о самом слове. Пишет Алексей Гришин, автор книги «Онтология», «живущий» в Живом Журнале под именем agias_grafas. Он занимается исследованием Священного Писания:

Если говорить о греческом слове, то εξομολογεω (исповедовать) означает «соглашаться, сознаваться, признавать полностью». Существительное ομολογια (без приставки εξ (из-): соглашение, признание, у стоиков означало «соответствие с природой» как полная гармония. Иногда используется как «договор о капитуляции» — показалось интересным для такой темы. Значений много, основная семантика для нашего контекста: сознаваться и признаваться в чём-либо.

Но в Писании это не спецтермин для описания признания в грехе. Он означает не только «признаваться», но и «признавать».

Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога» (Рим. 14:11).

«и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:11).

Или даже так, евангельский стих:

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук. 10:21).

Так всё-таки, как вести себя на исповеди? На этот вопрос отец Захария, зарубежный священник, пишущий под именем 3axap-kap-kap, ответил:

На исповеди недопустимо драматизировать. Бить себя в грудь, жестикулировать, взвинчивать тон и награждать себя эпитетами. Перед кем ты себя хочешь высечь? Перед Тем, кто даже мотивы твои прозревает или перед этим иереем, которому твои старания напоминают игру актёра провинциального театра? Одной слезы, одного вздоха бывает более достаточно, нежели сотни слов самоукорения. Не нужно отнимать время и силы у священника, у чтеца, у ожидающих исповеди. Малые грехи — что это такое? Это неимение внутренней дисциплины и проявление небрежности по отношению к мелочам. Нельзя ли вот так и сказать? Можно же…

И ещё:

Священник, который будет тебя выслушивать с благодарностью за то, что ты ему доверяешься, и есть твой лучший духовник.

Честно говоря, нам также стало интересно, как понимают исповедь наши братья-католики. Например, греко-католический священник Сергей Голованов, историк, беллетрист, переводчик и издатель описал её так:

В католичестве долгое время нужно было испытывать совесть, вспоминать все грехи, регулярно заново пересматривать всю жизнь в т. н. «генеральной исповеди». Недостатком такого подхода являлось то, что человек начинал воспринимать свое прошлое в качестве реальности. Он начинал туда мысленно возвращаться, блуждать там, пытаясь изменить опции. Некоторые так сильно увлекались, что полностью переселялись в прошлое, а в настоящем жили только в момент исповеди. Затем качество исповеди их не удовлетворяло, они снова возвращались в прошлое и крутили кино в своей голове. Многие так делали до самой смерти. А жизнь проходила мимо них. Это получило название скрупулёзности.