О вечности адских мук

2 года назад Симеон Комментарии к записи О вечности адских мук отключены

Множество читателей православных сайтов задают однообразный, но существенный вопрос: вечны ли адские муки? Есть слова Евангелия, есть слова святых отцов, которые высказываются неоднозначно. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, к единому мнению о котором так и не сошлись древние и современные богословы.

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1:8, 9).

Некоторые святые отцы понимают эти слова однозначно и буквально. «Как наказания вечны, так и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца» (Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея). «Ибо если будет когда-нибудь конец мучению,  то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению?» (Василий Великий. цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит. Догматическое богословие).

Однако, существуют и другие мнения, без преувеличения великих, святых отцов.

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие — то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев. Такой <человек> приписывает Ему страстность — будто Он не согласился на их мучение здесь, так как уготовал им более тяжкое зло в обмен на кратковременное терпение. Такой не только не приписывает Богу что-либо правильное и достохвальное, но клевещет на Него» (Исаак Сирин. «О божественных тайнах и о духовной жизни»).

«Он для того и создал нас и привел в бытие, чтобы сделать участниками вечных благ, чтобы даровать Царство Небесное, а не для то­го, чтобы ввергнуть в геенну и предать огню; это не для нас, а для дьявола, для нас же из­древле устроено и уготовано Царство… Итак, геенна приготовлена не для нас, но для него и ангелов его, а Царство для нас уготовано еще до создания мира» (Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. К Феодору падшему увещание 1-е).

«Во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его» (Ефрем Сирин. Собрание творений. Толкование на Четвероевангелие).

«Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?» (Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 90.).

Хотим отметить, что психика человека, со времени 3-4 века, когда кипели страсти о вечности адских мук, серьёзным образом изменилась. Общество развивается, предоставляя новые границы психических возможностей. Таким образом, современный человек мыслит совершенно иным образом, также он совершенно иным образом чувствует, переживает, домысливает. Обращаем внимание и направление, в котором он мыслит. Сейчас, в нашем обществе, очень актуален вопрос о пришествии антихриста. Думали ли об этом первые христиане? Конечно, такие мысли им даже не приходили в голову, они просто радовались спасению. «И каждый день единодушно пребывая в храме, и преломляя по домам хлеб, они принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Итак, в настоящем, человек, твёрдо стоящий на точке зрения, что муки бесконечны, сознательно или бессознательно уверен, что сам он мучиться не будет, что наталкивает на мысль о его гордыне. Если уверен, что будет — это уже мазохизм и медицинский вопрос; то же относится и к принятию того факта, что будут мучиться, также бесконечно — другие. Таким образом, вопрос из богословской стези переходит непосредственно в стезю медицины и психиатрии. Об этом также говорят святые отцы:

«Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: — если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией» (Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана).

Очень много писал о вечных (длительных — прим. моё), но не бесконечных муках известный современный богослов и профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. «Так что же? Спасаются одни православные, а из православных спасается только горстка праведников? Бог что же, не знал, когда творил человека, что почти все погибнут? Ну и хорош же ваш Бог. А вы говорите, что Он любовь. Какая же это любовь, хуже не придумаешь!» (А. И. Осипов. Посмертная жизнь души).

Что бы мы ответили на этот вопрос? Наверное, «сие есть тайна». Очень хороший ответ, который использовали православные святые отцы, позволяющий избежать гордыни и желания зла ближнему.