О спасении в посте

5 месяцев назад Дарья Надеина Комментарии к записи О спасении в посте отключены

Миф №3: Пост — обязательное условие спасения христианина, за невыполнение которого нужно каяться.

Типикон — монашеский устав, где действительно указаны постные режимы. Но монахи, в отличие от мирян, давали обет послушания.

Что же касается поста в Новом завете, то все обязательные посты Христос отменил.
«Егда отымется у них Жених, тогда постятся в тыя дни» — Жених действительно отнимался, на три дня, после распятия и до Воскресения. Вернувшись в мир, и возносясь на Небо в 40-й день, Христос сказал: «Я с вами есмь во вся дни до скончания века». Со дня Пятидесятницы начинается литургическая жизнь Церкви: Жених каждый день с нами — и с этого момента время ветхозаветного поста закончилось.
С 7 века правилом Церкви стало назначать епископов исключительно из монахов. А так как власть епископа распространялась в том числе на приходских священников и приходы, постепенно через эту власть внедрялись монашеские порядки, к которым архиереи привыкли еще до архиерейства.

Таким образом, вместе с монашескими правилами христианам был навязан соответствующий механизм принуждения.

По сути был возрожден Ветхий завет, с его «обязательными условиями спасения», что в результате привело к возникновению идеи спасения своими собственными силами. Именно эта идея легла в основу всей православной аскетики, подменяя жизнь в Духе и молитве — бесконечными самоограничениями и самосовершенствованием, где помощь Божия осталась только номинально декларируемой.
Однако, во все времена оставались люди, кто навязанные правила игры не принимал, но имел дерзновение самостоятельно жить пред Богом, иметь с Ним личные отношения, и правила своей жизни устанавливать и решать сам, сообразуясь с Воле Божией, взысканной и обретенной им в молитве. В конце концов, человек всегда сам решает, что он делает и как, в этом и заключается великий дар Нового завета – Свобода. Впрочем, отказ от свободы во Христе в пользу духовников, старцев и наставников – это тоже свободный и добровольный выбор человека.
Апостол Павел предупреждает: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»

То есть пост остается доступным и добровольным аскетическим упражнением.

Дарья Надеина, теолог

www.facebook.com/darianadeina