О практике регулярного причащения

2 года назад Углев Семён Леонидович Комментарии к записи О практике регулярного причащения отключены

Насколько часто нужно причащаться? Ответ на этот вопрос беспокоит не только рядовых прихожан, но и церковнослужителей. «Толковый Типикон» дал мне возможность сделать пару заметок по этому поводу.

От прп. Феодора Студита († 826): «Если кто в день Литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов… Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности 40 дней не приступивший к Причастию, должен быть отлучен от Церкви на год».

И от свт. Филарета Московского († 1867) из его Катехизиса: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год».

Чуть раньше я уже приводил по этому поводу цитату прот. А. Шмемана:

Прежде всего, если желание и практику более частого, в пределе регулярного, причащения мирян следует всячески поощрять, то совершенно очевидно, что было бы духовно неправильно и бесконечно вредно ее каким бы то ни было образом насильственно навязывать. Не может и не должно оно стать ни духовной модой , ни плодом поверхностного увлечения, ни результатом какого бы ни было давления. Поэтому для причащающихся редко (даже раз в месяц), а таких, конечно, долго еще будет большинство в Церкви, нужно во всей силе сохранить как норму, необходимость исповеди перед св. причастием.

При этом он дополняет, что Причастие чаще, чем раз в месяц возможно только с разрешения.

Михаил Скабалланович в «Толковом Типиконе» пишет:

По Василию Великому, «мы причащаемся четырежды на седмице — в воскресенье, среду, пятницу и субботу, а также и в другие дни, если случится память мученика; но хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать Св. Тело и Кровь Христовы».

Из этого последнего места видно, что в IV в. приобщались за каждой литургией все. Но некоторые места из беседы Златоуста показывают, что многие под предлогом недостоинства своего не только перестали приобщаться за каждой литургией, но ограничивались однократным или двукратным в год приобщением. Таким св. отец не без иронии говорит, что если они недостойны, то не нужно им и однажды в год приступать к Св. Тайнам. Прп. Макарий Египетский говорит женщине, подвергшейся влиянию волшебства: «никогда не оставляй посещать церковь; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастье случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего».

Поэтому, братие, духовник духовником — он, конечно, определит частоту, но стремиться к более частому причащению надо, по крайней мере, не отмазываясь своим недостоинством.