Миф Богодухновенности

8 месяцев назад Дарья Надеина Комментарии к записи Миф Богодухновенности отключены

Миф №2: Священное Писание священно и истинно, т.к единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Лично я понимаю это вовсе не так, как нам предлагают фундаменталисты. Их версия такова, что Бог буквально водил руку авторов книг Писания. Т.е под гипнозом, полностью лишив их воли и сознания, а это в свою очередь попирает свободу воли человека и скорее больше похоже на одержимость.

Сакральность — наделение рукотворного и сотворенного человеком (тексты, иконы етс) качеством божественного происхождения ради табуирования этого текста, т.е ЗАПРЕТА его оспаривания и обсуждения. Это всегда подозрительно, потому что приводит к суеверному отношению к букве, к идолопоклонству, а с другой стороны явно недобросовестная попытка скрыть и замять недочеты и нестыковки, вызывающие вопросы, заткнуть на корню без объяснения причин.

Простейшее доказательство ложности классического понимания богодухновенности — четвероевангелие, которое имеет множество разночтений, нестыковок, даже фактологических, а если бы тот же Дух диктовал их, и водил рукой писавших, это должны были быть если не копии, то идеально совпадающие версии событий.

А на деле мы даже точно не можем сказать, причащался Иуда на Тайной вечере или ушел до нее!

Интересна судьба всех первых составителей канона Нового Завета. Маркиона, первого составителя, закопали с головой в обвинения в ереси и гностицизме, а Оригена забанили — анафематствовали. Через 300 лет из святых постановлением какого-нибудь очередного собора он был из рая депортирован (разканонизирован) и отправлен в ад :)

Все эти попытки наделить святостью букву текста имеют целью охранить иерархию от излишних расспросов со стороны охлоса, а корнем имеют утверждение Христа о том, что Он пошлет Духа который придет и всему научит. Из этого как-то вытекает что раз евангелисты писали Духом Святым, то написанное является святыней, а потому непререкаемо и неоспоримо.

Вот этот знак равенства между святым Духом и результатом Его научения является логическим подлогом, точно таким же как т.н имяславие: «имя Бога есть сам Бог». (есть такая секта внутри исихастов православных, забавные такие ребята)

Дух Святый, который приходит научить нас, не является «духом одержащим» и научая никогда не будет принуждать и насиловать ни волю, ни разум. Т.е то, чему научен Духом, человек будет свободно осмысливать, интерпретировать и выражать через свою личность, т.е это не будет прямым божественным диктантом. Это будет научение, опосредованное через человеческую личность, в меру ее понимания и вместимости!

К Писанию нельзя относиться как к «священной корове» — как к предмету поклонения. Оно не является творением Святого Духа, а несет на себе отпечаток личности человека, который был одухотворен.

Поэтому мы можем относиться к Писанию как к источнику сведений и знаний о Боге. Не упуская из виду, что люди, которые с нами этими знаниями делились, сами были грешными и «всяк человек ложь» — т.е эти мнения обладают той или иной степенью недостоверности!

А представляя себе масштабы человеческой непорядочности, можно спокойно исследовать, к примеру, поздние вставки в евангелие. Если у кого-то рука поднялась дописывать за апостолами, что уж говорить про остальное?

——

Между прочим, хоть мы и не современники Христа, нам тоже можно заниматься Богомыслием, в молитве открывать новые грани отношений с Богом и учиться у Духа самим.

Дарья Надеина, теолог

www.facebook.com/darianadeina