Килобайт православных предрассудков

2 года назад Углев Семён Леонидович Комментарии к записи Килобайт православных предрассудков отключены

Некоторое время назад услышал я такую историю.

Священника направили служить в дальнюю епархию, где жили мордовы. Это — двоеверы: они участвуют и в православных таинствах, и справляют свои обряды. В общем, пригласили его на отпевание. После всех молитв священник вышел во двор, а следом за ним — хозяйка и вынесла на тарелке большой блин. — Его нужно здесь съесть, — объяснила главная мордовка.

Блин был почти ледяной. С трудом удалось его проглотить. После этого хозяйка вынесла несколько сумок продуктов в дар священнику и немного денег. На следующий день священник спросил у старосты, почему мордва принесла холодный блин.

— Так он всю ночь на лице у покойника пролежал. Есть такой мордовский обычай. Считается, что все грехи покойника переходят на блин, а потом блин должен съесть священник, и грехи прощаются.

В этой статье я постараюсь разместить некоторые из суеверий, связанных со смертью, которые собрал я.

Суеверия, связанные со смертью

— после смерти закрывать в доме окна и двери;
— класть в гроб продукты, деньги и вещи (в последнее время мобильные телефоны);
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего (по другой версии — должен съесть священник);
— смотреть, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо;
— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не подумали, что они рады смерти покойного;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрёт;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то скоро умрёшь;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку на могильный холм;
— прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;
— приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;
— целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— рассыпать по могиле хлебные крошки;
— разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остаётся на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарём, непременно скоро умрёт;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
— поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;
— на помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;
— на поминках есть только ложками (есть вилками «грех»);
— верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику;
— верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…»;
— на поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник;
— раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного);
— разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика;
— верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех;
— хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды»;
— после похорон 40 дней не убирать в доме;
— после похорон 40 дней не выключать свет в доме;
— после похорон 40 дней не спать на кровати покойного;
— надо завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
— а беременным нельзя ходить на кладбище;
— за мытьё полов после покойника прощается 40 грехов;
— на Белогородчине на канун в храм приносить испечённые из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться;
— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день;
— земля после отпевания – особая и вносить её в дом ни в коем случае нельзя;
— при этом верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней;
— когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного;
— когда кто-либо умирает, то ему собирать «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдать нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на «том свете»;
— в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Боженька ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься»;
— во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять»;
— когда читают Псалтирь по покойнику, ставить хлеб и воду;
— класть в гроб покойного палку или хворостину;
— пока покойник лежит в доме, бросать в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки;
— в течение времени пока в доме находится покойник, не давать взаймы чего-либо из продуктов, а равно не давать никому из дома огня;
— если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином;
— когда гроб выносят для прощания, ставить его на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. — «чтобы на эти табуретки не лёг очередной гроб». Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы «все беды умерли».
— после похорон по три ночи к ряду зажигать в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, класть два хлеба и два яблока, ставить кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней;
— считать, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней. Поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом;
— покойника никогда одного не оставлять: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева — черти «и тянут душу: этот — себе, а этот вот — себе». Присутствие живых людей помогает праведникам «перетянуть» душу покойного;
— слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню;
— знать, что ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда «с выси небесной на грудь земную» – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своём пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесёт просьбу до Господа;
— колдуны умирают всегда в страшных мучениях. Раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облёгчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом;
— украшать могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но ещё и доставляет вред душам их (из книги «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам»);
— нельзя ставить на могилах каменные памятники — после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд;
— нельзя покойнику говорить «до свидания», иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено;
— нельзя выходить теми воротами, которыми внесли гроб, а только через калитку, рядом;
— нельзя отпевать и хоронить незамужних в свадебном платье;
— до истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы» (если стрижёшь, вызовет новую смерть);
— отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещёным;
— родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего;
— на могиле устраивается языческая тризна;
— на поминках разливать водку три раза по стаканам, больше — нельзя (чокаться тоже нельзя, сделают замечание:»Ты не на свадьбе!»).

Также, существуют суеверия, связанные с церковными Таинствами, богослужением, поминальными записками, крещенскими купаниями, о которых я расскажу в другой раз.