История праздника Сретения

4 месяца назад Ярослав Хижняк Комментарии к записи История праздника Сретения отключены

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. По истечении этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по Своему смирению Она подчинилась предписанию закона.

Самым древним исторически достоверным свидетельством о чествовании праздника Сретения Господня на христианском Востоке является известное «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV в. под авторством западной паломницы Сильвии Аквитанки. Ее Паломничество еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Богоявления», и кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме (1).

В иерусалимской традиции V–VII вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения Марии (2). Именно они доминируют, разделяясь, в последующей традиции Востока и Запада. На Востоке доминировал момент встречи-сретения, ставший символом встречи Ветхого и Нового Заветов, на Западе же делался акцент на богородичную символику праздника, связанную первоначально с конкретной апологетической направленностью данного праздника.

Таким образом, в IV–V в. Сретение существовало в Иерусалимской Церкви как праздник локального характера. Кроме того, именование Сретения сороковым днем от Рождества (Богоявления), указывает, что первоначально праздник не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия.

Некоторые исследователи отмечают, что по причине определенных особенностей в совершении службы праздника в рукописных и печатных Иерусалимских Типиконах он упоминается в числе Богородичных. Тем не менее, по своему содержанию он относится к числу Господских, а его устав сопоставим с уставом других Господских праздников, не относящихся к разряду двунадесятых (3). Отечественный исследователь Ю. П. Малков в своем труде «Православные церковные праздники» пишет, что в конце V в. в Риме и в сер. VI в. в Константинополе Сретение становится уже самостоятельным Господским праздником (4). Исследователь Е. Б. Рашковский относит праздник к Богородичным, так как в нем особое значение придается прославлению Девы Марии, и именно к ней обращен тропарь праздника (5).

Анализируя свидетельства более позднего времени можно заключить: окончательное закрепление праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее первой половины VI в., после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей империи. Церковный историк Е. Смирнов считает, что «праздник Сретения Господня, если не был до IV в. всеобщим, то в IV в. распространился повсюду так же, как и праздник Входа Господня в Иерусалим» (6). Тем не менее, точную дату его введения в Константинополе, на основании имеющихся исторических источников, назвать сложно.

Церковная традиция обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий — ужасной моровой язвы и землетрясений, одновременно постигших Константинополь, Антиохию, Мусию и другие регионы империи зимой 541–542 гг. Одному благочестивому мужу было откровение свыше, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 г. после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения прекратились. В память этого события имп. Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля.

Однако эту точку зрения разделяют не все историки, хотя она является достаточно распространенной. Так, Георгий Амартол был убежден, что празднование Сретения ввел имп. Юстин I (518–527 гг.) (7). Его же преемник Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает, что праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Празднуемый ранее в четырнадцатый, он не причислялся к Господским праздникам (8).

О дате празднования Сретения у архим. Киприана (Керна) читаем: «Сретение праздновалось первоначально 14 февраля, а не 2-го, что объясняется тем, что Рождество было еще не 25 декабря, а 6 января, откуда 40 дней дают 14 февраля» (9). А вот что пишет по этому поводу проф. В. В. Болотов: «Праздник Сретения совершался 14 февраля, так как Рождество изначально праздновалось в один день с Богоявлением — 6 января. Однако, когда Рождество начало совершаться по западному образцу — 25 декабря, то праздник Сретения по инерции и далее совершали 14 февраля. Это несоответствие было устранено по интересной причине: было замечено, что отделившаяся Армянская Церковь продолжала праздновать Рождество вместе с Богоявлением — 6 января, а Сретение 14 февраля. И чтобы не праздновать с монофизитами, праздник был перенесен на 2 февраля» (10).

Если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора Каллиста, можно установить, что, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми имп. Юстинианом после V Вселенского Собора 553 г., а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Так же имп. Юстиниан не назван тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь (11). Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI ст., историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.

И здесь необходимо более подробно охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общегосударственного церковного торжества. Это, главным образом, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами и докетами. Празднованием Сретению Господню Церковь исповедует, что Христос явился миру не призрачно, но истинно. Обличая тех лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая его недостойным Бога и не истинным (12).

Таким образом, становление праздника Сретения Господня происходило постепенно. Современная историческая наука не располагает данными относительно точной даты возникновения праздника Сретения. Эту дату можно обозначить весьма условно, на основании ряда косвенных данных.

Сретение вместе с другими праздниками, образующими, так называемый Рождественский цикл, логически и календарно связано с праздником Рождества Христова и вторично по отношению к нему. Следовательно, появления Сретения в церковном календаре следует ожидать не ранее установления праздника Рождества. Формально возникновение праздника Сретения может быть отнесено к промежутку между второй половиной III в. и к. IV в. Реальная дата находится, скорее всего, где-то посредине этого временного отрезка.

Место возникновения праздника можно обозначить также весьма условно. Достоверно известно, что в конце IV в. Сретение праздновалось в Иерусалиме.

История рождественского цикла и его литургического становления до конца не выяснена. Исторически несомненным является лишь то, что из праздника Богоявления (Епифании), включавшего в себя ряд смысловых аспектов, постепенно вырастает цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение в Иордане и Сретение в Иерусалимском Храме.

Примечания:

Цит. по: Рубан Ю. И. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994. С. 26.

Там же. С. 46.

Лукашевич А. А. Господские праздники // Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 175.

Малков П. Ю. Православные церковные праздники. М., 2013. С.140.

Рашковский Е. Б. С высоты Востока… Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М.: Наука, 1993. С. 27.

Смирнов Е. История Христианской Церкви. СПб., 1915. С. 340.

См.: Рубан Ю. И. Сретение Господне. С. 71.

См.: Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М., 2012. С. 88.

Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М.: Изд. Крутицкого Патриаршего Подворья, 1999. С. 110.

Болотов В. В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 4. С. 509.

См.: Рубан Ю. И. Сретение Господне. С. 33.

Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники: Историко-литургическое описание. М., 2011. Изд. 2-е. С. 98 .