Игры на планшете

2 года назад Симеон Комментарии к записи Игры на планшете отключены

«Уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего — либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».

Л. С. Выготский

И всё же: компьютерная игра, в том числе на планшете — хорошо это или плохо? Попробуем в этом разобраться.

Зачем нужна игра?

Лев Семёнович Выготский

Не только известный советский психолог, дефектолог, педолог и литературовед Лев Семёнович Выготский придавал особое значение игре (Выготский Л.С. , 1991). Не менее известный педагог, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, Антон Семёнович Макаренко, писал об игре так: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» (Макаренко А.С., 1951).

Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более  интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, сущес тво, не имеющее еще никакой cамостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (Ольшанский Д.В., 2002).

Советский педагог Н. К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационныеmнавыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства» (Крупская Н.К. , 1973).

Антон Семёнович Макаренко

Советский психолог Эльконин Д.Б.: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Эльконин Д.Б., 1999).

Психолог, действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор А.В. Запорожец пишет: «В сфере движений мы обнаруживаем действие той основной закономерности, которое характеризует психическое развитие ребенка в целом. На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри «ведущего типа деятельности» ребенка» (Ольшанский Д.В., 2002).

На ведущую роль игры указывал такой известнейший советский писатель, как А.М. Горький. Изучению различных аспектов игровой деятельности посвящены работы Л.А. Задои, О.В. Миновской, Е.Е. Тимофеевой, Р.А. Лахина, В.В. Заболтиной, Ю.А. Устименко, Н.П. Орловой, Е.В. Фабрикантовой, Е.А. Репринцевой. Проблеме также посвятили свои труды такие учёные, как Н.Ю. Борякова, Н.В. Елфимова, Е.К. Иванова, Н.Л.Белопольская, И.Ф. Марковская, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова, Б. Диас Гонсалес.

Игра — особая форма освоения ребёнком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений  между людьми путём их воспроизведения и моделирования. Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Существуют разные определения игры, закреплённые в трудах педагогов и психологов.

Что же такое — игра?

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры (Головин С.Ю, 2001).

Игра — один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха (Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., 1965).

Игра — род поведения животных и деятельности человека, процессуально обусловленный генетически или подражательно (Гамезо М.В., 2001).

Игра — важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей (Петровский А.В., 1986).

Игра — такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (Немов Р.С., 2002).

Игра — ведущая деятельность дошкольника, происходящая в воображаемой (символической) ситуации, когда ребенок действует в соответствии с принятой на себя ролью, применяя имеющиеся предметы в соответствии с приданными им значениями (Сосновский Б.А., 2005).

Игра — ведущая деятельность ребенка, т.е. такая деятельность, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития (Мерещакова Б.Г., Зинченко В.П., 2005).

Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (Эльконин Д.Б., 1999).

Игра — разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей (Комарова Н.Ф., 1992).

Игра — исторически сложившийся вид деятельности, мотив которой лежит в самом процессе деятельности; состоит в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними в особой условной форме (Мерещакова Б.Г., Зинченко В.П., 2006).

Игра — особая форма овладения действительностью путем ее воспроизведения, моделирования (Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д., 1985).

Игра на компьютере и планшете

Юля А., 6 лет. У Юли при рождении была травма мозга, результатом которой явился частичный паралич правой руки. Правая рука очень плохо двигалась. И я просила девочку пользоваться мышью именно этой рукой. Интерес девочки к игре был настолько высок, что она прилагала неимоверные усилия, пытаясь двигать мышью правой рукой. Через десять минут от начала занятия Юля начала покрываться потом, настолько велики были её усилия. Затем Юля отдыхала, пользуясь левой рукой. Примерно через две недели ежедневных занятий объём движений правой рукой заметно увеличился. Не берусь рассуждать о том, как этой маленькой девочке удавалось себя заставлять двигать парализованной рукой, но на наших глазах (на занятиях присутствовала её мама) происходило настоящее чудо. Мне кажется, что и малышка это тоже понимала.

Карпенкова И., стр. 29 — 30.

Уже давно доказано, что польза от компьютерных игр однозначно существует. Вы только представьте: фанаты шутеров принимают решения на 25% быстрее; гоночные аркадные симуляторы позитивно влияют на память и внимание пожилых людей; спортивные игры мотивируют заняться настоящим спортом; многие игры способствуют усовершенствованию навыков чтения у детей, которые страдают дислексией; помогают людям справиться с болью, перебороть свои фобии и даже способствуют развитию двигательной моторики у дошкольников. Что же касается вреда от компьютерных игр, то он, главным образом, один и связан с неумеренным их использованием.

Ниже мы приведём календарный план занятий одного из педагогов коррекционной школы-интерната 8-го вида г. Санкт-Петербурга для 1 «а» класса, адаптированный под современный планшет (Android 4x).

Игра (с использованием планшета, 54 часа)

№п/п Тема урока

 

Предполагаемые

результаты

Виды деятельности

 

Название игры, источник Словарь

 

I Развитие цветовосприятия
1 Демонстрация и примеры работы игр, связанных с развитием цветовосприятия Умение следить за игрой, совершать простые действия на устройстве «Мыльные пузыри»

«Музыкальные истории»

 

Пузырь

Синий

Красный

Фиолетовый

Нота

Звук

2 Совместная игра в программе с постепенной передачей ребёнку контроля над игровым процессом Умение совершать простые действия на устройстве (нажатие на цветные шары) Узнавание и называние используемых в игре предметов и цветов, «лопание» пузырей путём прикосновения к тачскрину
II Развитие согласованных движений руки, кисти и пальца, развитие зрения
1 Демонстрация и примеры работы игр, связанных с развитием движений рук Умение следить за игрой, правильно выполнять обучающие задания Сбор предметов в предлагаемых игровых сюжетах: грибы, бабочки, яблоки и пр. «Развиваем моторику руки»

 

Гриб

Бабочка

Яблоко

Ёжик

Цветок

Девочка

2 Совместная игра в программе «Развиваем моторику» с постепенной передачей ребёнку контроля над игровым процессом Умение находить и нажимать на экране на требуемый предмет с одновременным его названием Выполнение предлагаемых заданий по поиску предметов, произношение названия предметов и их цвета
3 Совместная игра, направленная на развитие фронтального зрения Умение повторять за педагогом действия на планшете, раскрашивать картинки, показывать и называть животных

 

Превращение зёрнышек кукурузы, раскраска картинок по образцу, соотношение животных и еды, которой они питаются «Детские игры (10 в 1) Free»

 

Кукуруза

Попкорн

Картинка

Зебра

Корова

Волк и пр.

 

4 Серия игр, направленных на расширение представлений о природе Умение опознавать, называть лесные растения, животных и грибы, опознавать цвета, размеры и расположение Опознание, произношение названий, количественных, пространственных величин предметов на экране

 

«Что растёт в лесу»

«Природа для малышей»

 

Природа

Лес

Дерево

Кустарник

Гриб

Ягода

Лист

 

5 Закрепление пройденного материала Умение называть в предлагаемых играх предметы, растения и животных, их цвета, размеры, формы, удалённость друг от друга Описание и сравнение предметов по двум признакам (цвету и форме) на основе игровой картинки

 

Несколько произвольных игр на выбор Лес

Поляна

Радуга

Цветок

III четверть
III Формирование представлений о цельности и пространстве
1 Серия игр «пазлы» Умение видеть элементы, сложить их в заданную картинку Соединение отдельных элементов картинки в единое целое

 

«Пазлы для детей» (набор игр)

«Лесные жители»

 

Картинка

Пазл

Птица

Яблоко

Дом

Очки

2 Развитие пространственного восприятия Умение рассматривать и запоминать элементы, ориентироваться на местности

 

Выделение отдельных предметов среди цельной картинки, определение расположения относительно других игровых объектов Симуляторы «Прогулка в лесу», «Управление автобусом», «Ферма», «Мой дом», напр.

 

Прогулка

Транспорт

Автобус

Ферма

Дом

3 Иппотерапия (игры конной тематики) Умение видеть статичную фигуру и фигуру в движении, фигуру и фон, парные рисунки Выделение фигуры из фона, определение статичной фигуры и двигающийся, выделение двух парных рисунков

 

«Найди пару», «Приключения Лизы в стране лошадей»

(Rondomedia, Erasus.media, PlayTen, Руссобит-Паблишинг, 2015)

Лошадь
4 Игры, развивающие логику Умение разложить сюжетные картинки в правильном порядке, запомнить инопланетных животных, найти лишнее Опознание лишнего предмета (объекта), определение сюжета, запоминание новых видов животных

 

«Логические игры с Бобби»

«В стране логики»

 

Картина

Инопланетяне

Животные

5 Игры, развивающие внимание Умение запоминать картинки, и отыскать их на новом экране; умение сопоставлять животных и номера, умение считать от 1 до 10 Узнавание, запоминание и поиск новых предметов, счёт «Память и внимание»

 

Число

Один-Девять

Животные Предметы

IV четверть
IV Игры на развитие памяти, кругозора, мышления
1 Игры, развивающие память Умение находить предметы (корректурная проба), числа, сопоставлять животных и номера, подбирать пару Узнавание и выделение отдельных предметов и чисел, номеров цифр, опознание пары «Память и внимание»

(серия игр)

«Игры на память»

(Сборник из семи игр)

Жираф

Пеликан

Черепаха

Хамелеон

Морская звезда

2 Игры, развивающие память (2 ч.) Уметь запоминать расположение нескольких карточек Запоминание расположения двух произвольных карточек, открытых на предыдущем экране «Парочки для детей» Пара

Число

Один-Девять

Животные Предметы

Кукла

3 Игры, развивающие кругозор Уметь узнавать и называть объекты живой природы Узнавание и выделение отдельных предметов и объектов из картинки, определение их функционального назначения, природных функций «Увлекательный мир животных», «Три поросёнка»

 

Поросёнок

Волк

Лошадь

Жираф

Попугай

Бегемот

Слон

 

4 Игры, развивающие наглядно-образное мышление Уметь восстанавливать последовательность событий на картинках,

Уметь исключать предмет из ряда предметов, не подходящий по цвету или назначению

Узнавание и исключением лишнего предмета или объекта, расположение картинок в правильном порядке

 

Четвёртый лишний

 

Лес

Поляна

Радуга

Цветок

6 Закрепление пройденного материала Умение называть в предлагаемых играх предметы, растения и животных, их цвета, размеры, формы, удалённость друг от друга, функциональное назначение Опознание, запоминание, выделение, перемещение игровых объектов

 

Несколько произвольных игр на выбор из вышеуказанных