Гадаринские свиньи

1 месяц назад о. Олег Комментарии к записи Гадаринские свиньи отключены

Проповедь произнесена 10 ноября 2013 года.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Сегодня мы читали Евангелия от Луки, повествование о том, как Господь изгнал бесов в стране Гадаринской. Это уже стало нарицательным Гадаринский бесноватый или свиньи Гадаринские, вот, свиньи, которые сбросились со скалы в море. Иисус шёл с учениками по пустыне и видел человека, человека одержимого, который жил один в пещерах, скитался, которого пытались как-то утихомирить люди, сковывали его цепями, там связывали, но он их разрывал, убегал, и ничего не могли с ним сделать в течение всей его жизни. Находился совершенно в состоянии безумном.

Когда Иисус подошёл к нему, то бес, демон, находящийся в нём, стал говорить, что «Что тебе нужно, Иисус, сын Бога вышнего? Отойди от меня, не дай мне… не мучь меня прежде времени». И, понимая, что его собираются изгнать, бес попросил дозволения войти в свиное стадо, что и было ему, в общем-то, позволено.  Стадо сразу устремилось по берегу к обрыву и сбросилось в воду. И когда Иисус спросил «Какое твоё имя?», ответ был «Имя мне легион», тоже знакомые слова, потому что в этом человеке обитал не один, но множество демонов. И «легион, так сказать, или «полк», «рота» — военный термин, то есть множество. Поэтому человек не мог излечиться никакими естественными средствами и не мог вести жизнь такую человеческую.

Ну, это-то ладно, как говорится, много исцелений совершал Иисус и чудотворений. Где-то люди вдохновлялись, где-то его благодарили.  А вот в этой стране Гадаринской жители собрались и пришли к Иисусу, и сказали, попросили его, так сказать, покинуть их территорию, чтобы он там ничего больше не делал. Они понимали, что он от Бога, что делает что-то невероятное, но он нарушал их спокойную жизнь и причинил им материальный ущерб. Свиньи-то пропали. Как говорится, бесноватый – бесноватый, одним бесноватым больше, одним меньше. Жил себе в пещерах, как говорится, никому с него пользы не было, но и убытка особого тоже, а тут пропали свиньи. А когда пропадают свиньи, то это серьёзная утрата, и для многих людей… они готовы отречься не только от чего-то духовного, они самого господа Бога готовы изгнать из себя, из своей земли, из своего сердца, из своей души, только бы жизнь их продолжалась своим чередом.

Люди ведь в большинстве-то… ну, пусть так, половина на половину и ходят-то молиться и свечки ставить, когда им чего-то надо только. Это неплохо, как говорили святые отцы, для начинающих в педагогических целях. Когда ребёнку говорят «Не бери конфетку без спросу, а то ай-я-яй. Придёт злая бука и тебя накажет», они говорят: «Ух как страшно, не буду брать». И так люди многие всю свою жизнь проживают. А когда они вдруг якобы открывают свои глаза, как вот наши пролетарские, крестьянские массы накануне революции, им это большевики приоткрыли, как Вию одно веко чуть-чуть, они «А! Ух ты, нас, оказывается, обманули. Мы-то вот, Бога-то нет. А мы его искали, а его-то нет. Ну, тады мы всё разрушим, всех убьём и всё поделим, и заживём ужо, как в раю». Но такой рай всегда нужно, чтобы кто-то умер, и, желательно, чтобы много людей умерло, чтоб кому-то было хорошо. Просто так ограниченное количество материальных благ не делится. Так вот ради этих свиней…

Вот ещё Достоевский, используя тут притчу, в середине 19-ого века писал, что «Россия стоит на краю пропасти, как вот это свиное стадо Гадаринское, и готовится сброситься вниз. Так и вышло. Сбросились. И что дальше-то происходит? Люди одержимые когда демоном, это ведь само собой-то не рассасывается, само не проходит. Это глубокое духовное повреждение, и оно оказывает влияние. Что, например, дети этих гадаринских людей, которые изгнали Иисуса со своей территории, как они, например, могли бы приближаться к духовному? Родители поделились: «Да, тут был сын Божий, но мы его изгнали, он нам мясо попортил, так что и вы… Но вы будьте хорошими. Вы смотрите, будьте хорошими мальчиками и девочками». В лучшем случае, как показывает практика, такие детки сдают своих родителей в дом престарелых, не желая их больше вообще видеть, в худшем они их даже физически наказывают и психически, и просто их бьют и сдают в сумасшедший дом, и это у нас сейчас очень широко распространено.  Они приходят сейчас, такие старушки, говорят: «За что мне, батюшка?» А я говорю: «А давай-ка мы твою жизнь проанализируем со времён твоей комсомольско-партийной юности и по сей день, со времён детских садиков и ясель, когда ребёночка спровадила полугодовалого, и далее. И что, ты хочешь сказать, что на его месте ничего не надо было тебе плохого сделать, матушка? А теперь выжила из ума и, как одуванчик, хочешь, чтоб на тебя благодать сыпалась?» А откуда она возьмётся? Кто свою жизненную энергию психическую в душу свою отдал злу или маммоне, или чему-то в жизнь, он не имеет права потом ни на что. Он говорит: «Я буду потом в старости в церковь ходить, каяться». Ну да, можешь ходить, там подметать. На счёт каяться – это я очень сомневаюсь, потому что, чтобы сердце было способно к покаянию, это нужно жизнь прожить в данном направлении, а не вопреки ему.

Да, в принципе, каждый человек может покаяться, но вот Гадаринский не мог бы сам бесноватый покаяться, ну, никак бы он не мог. Так он и виноват-то особо не был. Он был одержим демоном. А когда люди сами себя ввергают во власть демонических сил, когда они ставят вот этих свиней превыше всего духовного, когда это у них само, так сказать, религиозное сознание, как придаток к их жизни. Они говорят: «Вы нам ребёночка там чего-нибудь благословите или покрестите, или ещё чего-нибудь, чтобы он был здоровенький, а желательно, чтобы у него было всё хорошо, те-те-те. И всё». Я говорю: «И всё, что ли?» Чтоб он был богатеньким и здоровеньким, надо просто в тихом месте прибить кого-нибудь, взять денег, вложить их правильно, отправить ребёнка в Оксфорд и всё, и он будет богатенький и здоровенький. Духовное за материальное не купишь, так не бывает. Потом с ним уже будут работать психиатры – это другой вопрос, там деньги понадобятся.

Поэтому Достоевский-то в том же отрывке писал, что возможно – он как бы уже за полвека до революции видел, что Россия уже в полёте практически, русский народ совершает самоубийство. Ну, была у него такая идея, что вот всё-таки когда-нибудь возродится духовное сознание в русском народе, и будет он, как этот бесноватый, говоря Евангельскими словами, «сидеть у ног у Иисусовых, и видели его ополчено и смыслящим», то есть в одежде и разумного. Его таким увидели жители Гадаринские, когда пришли. Но будет это и есть ли? Сейчас это совершается в каждом человеке индивидуально. Каждый из нас думает, что ему дороже: свои свиньи родимые, так сказать, его естество или духовное слово, которое подобно мечу, и рассекает человека, его состав. И часто в Евангелие говорится про меч духовный. Там  не говорится про лютики и цветочки, которые ты будешь нюхать и станешь блаженным, а говорится о борьбе, страдании, преодолении.

Поэтому вот апостол Павел, кстати, которого сегодня мы читали тоже послание, вот он совершил крутой поворот: из изгонителя церкви превратился в величайшего апостола. Вот вспомним, что читали сегодня. Он был ревнитель отеческих преданий, считал христиан еретиками, соответственно, преследовал их. Цельная натура, никакой политкорректности и демократизма. Против Бога подлежит уничтожению. Всё. Потом ему Христос явился, мы это знаем из других писаний, и он говорит здесь, что «Когда Господь призвал меня, я не стал искать подтверждения у людей, я – говорит – даже не пошёл к апостолам, бывшим до меня, которые были с Иисусом». Вот, казалось бы, вот примерно мы тут живём вот во Всеволожске, примерно там вот в километрах в десяти – двадцати где-нибудь живут апостолы, ну, пусть в тридцати, которые конкретно несколько лет с Иисусом вместе ходили. Ну, обычный бы человек поехал, поговорил бы, как вам там с Иисусом было, то да сё, а на всякий случай проверил, точно ли так было, а не точно ли.

Но апостол Павел человек максималистских устремлений, он не стал мелочиться и что-то выяснять у людей. Господь ему явился, он это почувствовал, понял и пошёл сразу проповедовать. Пошёл по странам, городам, и больше всех он создал церквей. В Новом завете большая часть его посланий. Только через три года навестил апостола Петра, две недели у него побыл. Всё. Никаких сентиментальных разговоров, «Как вам там  было с Иисусом, да что он делал?», те-те-те-те-те. То есть человек духовным своим чувством, вот совместически настроен. Вот ему явился Господь, он это понял и изменил круто сразу свою жизнь. Вот это хороший пример для подражания, потому что говорится уже в последней книге Новозаветной, «Апокалипсисе», что «Лучше бы ты был холоден или горяч», вот как Павел был холоден, стал горяч, как люди могли быть пламенными какими-то атеистами, потом становиться истинно верующими или наоборот, в зависимости от обстановки, но у них было это устремление. Говорит: «Но горе тебе, если ты тёпл, вот теплохладен, тогда я изблюю тебя из уст моих». То есть вот это не годиться: теплохладность, которая просто так вот наряду прочих дел у неё духовное, религиозное, это всё попросту по народу «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».

Всяк тварь имеет право на жизнь. Понятно. Но каждый в себе должен понимать и стремиться исследовать, к чему он призван, а не просто, как говорится, тащить свою жизненную лямку. Всё-таки образ подобия Божьего и разум, которым наделён человек, свобода предполагают, что он, ну, хочет даже в некоторых местах, может, он и произошёл в чём-то от обезьяны т похож часто бывает на обезьяну очень сильно, даже и хуже обезьяны может быть, но в нём есть нечто, чего нет у обезьяны, и вот это нечто и делает его человеком, и это обращает его взор к Богу. Так что помолимся, чтобы Господь дал нам нечто от Павлова дерзновения, и могли мы эту теплохладность в себе изживать. Аминь.