Епитимья: за или против?

2 года назад Углев Семён Леонидович Комментарии к записи Епитимья: за или против? отключены

На одном известном православном портале молодой иеромонах Иоанн Лудищев разразился широчайшей статьёй о пользе епитимьи, привёл церковные каноны, цитаты известных людей ушедшего времени. Вот несколько изречений, которые, по его мнению, должен знать каждый уважающий себя православный:

Иеромонах Иоанн (Лудищев), проректор Сретенской духовной семинарии

«Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе…», — цитирует Лудищев слова архиепископа Платона (Фивейского), жившего в 19-м веке.

«Жаль, что духовники у нас и вовсе не дают христианам епитимии, возможно, по ложной деликатности и робости», — приводит он слова митрополита Антония (Храповицкого) из того же времени. Автоматически глаз ищет слова Златоуста про сокрушение уст и освящение руки ударом, но автор, видимо, упустил из виду применение этого контекста в своём творчестве. К слову, о чём мы скажем в дальнейшем, духовники не назначают современным кающимся епитимью совсем по другой причине.

Далее, Лудищев приводит зачем-то неиспользуемые церковные правила, которые он называет «сложившимися», поясняющие, на сколько отлучать от причастия скотоложников, кровосмесников и… волшебников.

Жаль только, что упомянутый иеромонах не имеет к сегодняшней церковной жизни никакого отношения и совершенно оторван он нынешних православных верующих. В огромной статье, насчитывающей более семидесяти трёх тысяч знаков, я нашёл лишь два упоминания об икономии: случай из жизни старца Гавриила (Зырянова) и преподобной Марии Египетской, причём именно в такой последовательности. Старчество на Руси всегда процветало…

«Некоторый египетский отец однажды пришел в исступление и сделался зрителем духовного видения. Три монаха, видел он, стояли на берегу моря. С другого берега раздался к ним голос: «Примите крылья и придите ко мне». Вслед за гласом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец, и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то бессильные, и он полетел чрез море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался к пучине, снова вопиял, снова приподымался и, истомленный, едва перелетел чрез море. Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий — монашества времен последних, скудного по числу и по преуспеянию«, — цитирировал Древний Патерик святитель Игнатий в статье «Приношение современному монашеству».

Складывается такое ощущение, что иеромонах Иоанн хочет привязать к ногам третьего летящего монаха по пудовой гире.

В поиске авторитетов, опровергающих данное мнение в силу неподъёмности епитимьи большим количества прихожан я публикую видео с одним из православных апологетов, профессором МДАиС А. И. Осиповым, — по поводу епитимьи, а также о её последствиях в наши дни:

— Бабка уговаривает деда, — рассказывал в другой лекции Алексей Ильич, — сходи на службу в воскресенье, причастись, я после этого тебе стопочку налью… А тут епитимья: на месяц не подходить ко причастию! Ура! — Ну, слава Богу! — скажет дед и ещё год не будет ходить в храм.

Бывают, конечно, такие моменты, особенно в жизни неофитов, которые делают первые шаги и которым нужна «пастырская суровость». Но здесь должны присутствовать благоразумие и мера. Кстати, я заметил, что в отличие от молодых и неопытных, пожилые и мудрые священники никогда не налагают епитимьи. Случайность или нет?