Десять прокажённых

12 месяцев назад о. Олег Комментарии к записи Десять прокажённых отключены

Проповедь произнесена 22 декабря 2013 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии притчу, повествование о прокаженных, где Господь снова обращает наше внимание на то, как нужно быть благодарными. Тема благодарности. Противоположностью благодарности была бы, наверное, зависть. Когда человек благодарит Бога за то, что имеет, за то, как он рожден, где и что, испытывает чувства благодарения, это такая праведная духовная установка, которая дает возможность душе развиваться. Если же человек, наоборот, недоволен, понятно, что все недовольны своим несовершенством и совершенствуются, речь о другом. Если человек недоволен – он не там родился, не на той женился, не здесь работает, все не так и так далее и так прочее, то в основе этого лежит зависть. Хотя, большинство людей склонно отрицать у себя зависть на исповеди, и даже думаешь, что насколько люди себя не видят, вообще, со стороны. Они говорят то-то, приходит человек, который год не исповедовался: «Ой, да пост нарушал, то-то, то-то», и начинает ритуальные какие-то перечислять штуки. А, собственно, что, страсти души, движение ее? Ничего, как будто, не знает. Разные признают: да-да, осуждал, бежал. А про зависть примерно 85% людей говорят: «Не, я человек не завистливый. Зависти у меня нет. И этого нет», и полный бред. Стабильно 85 к 15 процентам люди глаголят. Потому что чувствуют бессознательно, что это лежит в глубине, и оно особо так деструктивно, патологично, стыдно, и лучше признаться в каких угодно грехах, но не в таких. Человек лучше признается в том, что он плохой, но крутой парень, чем он слабый. Плохим как-то, все-таки, не так плохо, как слабым.

Господь нас поворачивает, обращает наше внимание на другое, сдвигает угол зрения с обыденного мировосприятия на внутреннее, духовное. Так что, благодарность, это не просто «спасибо» сказать. Кстати, повелось в последние годы, то ли люди стали более агрессивны, и чувствуя свою агрессию, они пытаются ее замазать разными словами. Раньше давали тебе что-то или что-то делали и человек говорил «спасибо». Если ему отписывали, извините меня, дачу или хирург его лечил 8 часов подряд, не отходя, мог сказать «большое спасибо». Сейчас человек берет пирожок в закусочной и говорит «большое-большое спасибо», и так почти все.

Мне, вот, нравится. Я говорю: «Зачем мне большое, мне обычного хватит. Я же вам не корову последнюю подарил». Люди так: а! Даже не задумываются. Я говорю: «А зачем вы говорите «большое спасибо»?» То есть обычного «спасибо» за пирожок или за то, что вам подал или передал соль, вам недостаточно? Надо прямо большое, огромное, даже некоторые говорят «громадное спасибо». Зачем так усиленно? Настолько не хочется этого делать, что люди заговаривают, заговаривают, заговаривают, пытаясь обмануть себя и других.

Но, девять прокаженных исцелившись, не вернулись, а один только возвратился, один из десяти. И Господь говорит: «10 исцелились, а 9 где? Куда они подевались?» Они все восприняли, как должное. Причем, ведь, как Христос делал? Он редко кого-то прямиком исцелял, чтобы к нему относились какие-то почести. Он так, как сейчас: «Идите, покажись священнику». Они пошли показываться, пока дошли, очистились. Но, ведь, понятно, кто виновник этого, но 9 из них поленились принять на себя такой труд. Хотя, за это надо было сказать не просто большое спасибо, а, вообще, это спасение было даже не от смерти, а от ужасной-ужасной жизни, которая была у прокаженных. И даже в этом случае, человек как-то так склонен: да-да, все так и есть. Люди не хотят быть благодарными. Знаете, да, прекрасно?

Многие с радостью бы вырывали деньги, и воруют, но когда им кто-то хочет подарить, не то, что на день рожденья в конвертике, а человек пришел к какому-нибудь приятелю или начальнику, чтобы одолжить, ему говорят: «На тебе просто так» — «Нет, я буду обязан, я буду должен». Вот эта неспособность поблагодарить человека за что-то, а как бы рассчитаться. Лучше он возьмет в долг на неопределенное время, и даже люди начинают друг друга как-то так подмазывать свою психику, типа: «Нет-нет, мне не надо подарков». – «Возьмите в долг, отдадите, когда сможете». Хотя, понятно, что он не сможет никогда отдать, но ему легче жить, зная, что он когда-нибудь отдаст, что он не принимал, а он взял и он сохраняет свое какое-то паршивое достоинство. Потому что, для того, чтобы поблагодарить, нужна энергия души, чтобы встать в такую позицию, не то, что ты будешь целовать ноги и ползать, лизоблюдничать, но само отношение, что ты этого не заслужил и не заработал, а тебя просто облагодетельствовали.

Вот, именно, зависть была движущей силой социальных революций. Говорили: «Нам не нужно милостей ни от кого — ни от царей, ни от попов, ни от природы. Мы сами все вырвем из-под земли, перережем глотки и все заберем. Сами!» Потому что скудные, обезображенные души не могут быть благодарными, их корежит от этого, вообще, им надо вот так вот все. Когда сам забрал и все, это еще, куда ни шло. Типа, кого-то обворовал, подставил, ну и что, бывает, а как жить с чувством благодарности – это тяжело. Поэтому, не зря в Евангелие это повествование занимает такое большое место.

Умение благодарить показывает, что мы на правильном пути, и благодарность и Богу и людям, это, то отношение, которое раскрывает душу, делает ее более спокойной к принятию благодати. Поэтому, будем у себя и у других немножко ломать стереотипы, ведь, сказано: «Несите слово и проповедуйте». Это, как раз, то, что постоянно в нашей жизни. Вы не будете своим знакомым рассказывать о догматах Седьмого Вселенского Собора, да и сами вы, наверное, не знаете, а о том, что благодарить можно и нужно, и это не стыдно, а правильно показывать и пытаться в себе и другим это показывать, это вполне возможно. Когда вы делаете усилие над собой – это одно, но когда вы показываете это усилие другим людям, не будучи уверенным, что они вас за это похвалят, а как-то так не стесняясь, то тем самым еще избавляемся от греха человекоугодия, и служим Богу больше, нежели человецам. Когда человек освобождается от больших этих оков социальных, оков своего характера, своих комплексов и так далее, душа его становится более открытой.

Помолимся Господу, чтобы все мы удостоились таких способностей.