Чудесными тропами

4 недели назад Иоанн Комментарии к записи Чудесными тропами отключены

 

Хочу поделиться своими воспоминаниями о моем паломничестве на Святой Афон в мае этого года. После прошлогоднего моего первого пребывания на этой святой земле, о котором я писал в ЭТОЙ ЗАМЕТКЕ, у меня весь год оставались добрые впечатления, и с каждым днем все больше хотелось снова оказаться там. И вот в конце января, воспользовавшись привлекательной ценой, я покупаю билеты на самолет. Диамонтирион заказан на 18 мая, документы на визу собраны, жду. Вы конечно помните с прошлой статьи, что паломничеством на Афон управляет Пресвятая Дева. И вот звонок из авиакомпании и мне сообщают, что мой рейс отменен, но можно выбрать соседние даты. Позже мне нельзя, потому что на Афоне меня ждут 18 числа, что ж, беру на день раньше. Спроста? Нет конечно. Я же хотел еще в том году посетить могилку Святого Паисия Святогорца, да так и не посетил. Вот тебе простор для творчества, действуй пожалуйста.

В Греции я уже почти местный житель :) , поэтому в этот раз еду спокойно и уверенно. Да и молитва всего прихода о путешествующем Иоанне не остается не услышанной.

Начало

Прилет в Салоники, прогулка по городу, ночь в местной гостинице. Утро. Праздник Вознесения Господня. Что интересно, в прошлом году на Вознесение я уезжал с Афона. Получилось такое плавное продолжение начатого. Правильно, наверно, было бы отстоять где-то службу, но я решил все же не задерживаться, ведь до монастыря где находится могила Паисия Святогорца нужно еще как-то добраться. Но храмы я все-таки посетил. Вначале я зашел в церковь, где покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского, потом посетил храм, где пребывает святитель Григорий Палаама, зашел в старинный храм Софии, по дороге сфотографировался на древнегреческих развалинах. Интересно у них там, стоят высотные дома, а в 20 метрах от подъезда раскопан древний амфитеатр. Кстати людей в храмах было мало, несмотря на такой праздник.

 

Преподобный Паисий Святогорец покоится как ни странно не на Святой Горе, а в основанном им женском монастыре в местности Суроти, пригороде Салоник. Добрался туда. У входа очередь из машин. Время 9.30, ворота откроются ровно в 10. Посещение паломниками монастыря строго регламентировано. Это вторник, четверг, суббота и воскресенье и по времени с 10 до 13 и с 17 до 19 часов. Остальное время дается сестрам монастыря для спокойного пребывания в молитве.  Мой «лишний» день был четвергом :) . Поклонился Святому, отведал угощения — лукума с холодной водой; пора в дорогу. Нужно теперь какими-то хитросплетениями добраться из этого пригорода Салоник до Урануполи (город, откуда отправляется паром до Афона). Примерный план и знания у меня были конечно, но были и некоторые сомнения, которые не давали покоя. Хотелось уж быстрее их разрешить. Спускаюсь, значит, с монастыря, одна машина проехала, вторая, третья, четвертая останавливается. «По-русски говоришь?» — «Да :) » — «Подвезти? Садись! Куда едешь?». Рассказал доброму господину куда я путь держу. Это оказался человек, который является лидером политической  партии «За Россию». Сам он грек, но любит Россию за ее противостояние европейским ценностям и приверженности православию. Возможно, он здесь и жил, не спрашивал, но бывать – бывал. И как, оказалось, был даже проездом в Старом Осколе, где он благополучно забыл какие-то свои вещи на вокзале. Сейчас он ехал с женой и дочкой. В этот день они паломничали. Заехали, как и я, к старцу Паисию и держали путь к монастырю святой Анастасии Целительницы. Это было не очень далеко, и он предложил поехать с ними. Я, естественно, согласился. Потом мы еще заехали в гости к его друзьям, где нас угостили греческими сладкими вкусняшками (в Греции действительно сладости особенные, имеющие свой уникальный вкус), ну а потом он меня довез до самого автовокзала, откуда я уже без хитросплетений добрался до Урануполи. Вот так было положено начало моего паломничества.

Афон, день первый

 

18 мая, утро, подъем, взглянул на море с балкона. Спустился на улицу, в соседнем доме получил Диамонтирион в Офисе Паломников. Поел, попил, собрался и пошел занимать очередь за билетами на паром. В общем-то проблем с этим нет, но говорят иногда не хватает. Ну а мне какая разница где ждать. Конечно я был первый, явился рано, но сидел здесь не зря. Мимо проходил Иван — алтарник одного московского храма. Слово за слово, подружились. Получили билеты, уладили его некоторые заботы и отплыли на Афон.

 

В прошлом году я обошёл дальнюю половину полуострова, поэтому в этом году мои планы были начать с начала, чтобы посетить недостающее. Вылез на первой пристани сербского монастыря Хиландар, с моим новым другом Иваном попрощались, он поехал до следующей пристани. До монастыря 10 километров. Это один из дальних по расположению от своего причала монастырей, поэтому он присылает за паломниками автобус. Но нам-то куда спешить? Одна из главных прелестей афонского паломничества – это пеший переход с ароматами цветов, пением птиц , журчанием ручьев и молитвой.

Через два часа я был на месте. В проходе в монастырь было пара лавок и дверь с надписью на сербском «Портарница». В прошлом году я такого не видел, обычно проходишь внутрь двора, и там уже ищешь Архондарики – приемная паломников. Но, благо, сидели здесь несколько человек, один из них оказался русским. Он мне сказал чтобы я тоже садился здесь и ждал. Что я и сделал. Подбежала ко мне познакомиться местная собачка. Я ее погладил и она ушла. Позже подошли какие-то два монаха, один вылитый грек. Позже оказалось что не грек, а оптинский отец Тарасий :) В общем, за традиционным афонским угощением /смотрите прошлогоднюю статью/ все мы познакомились. Первый мой здешний знакомый – Андрей – человек на Афоне бывалый, много чего и кого знает. После размещения Андрей сводил нас в соседний монастырь, на территории которого находится пещера, где подвизался основатель русского монашества — преподобный Антоний Печерский.

Служба в сербском монастыре проходит на церковнославянском, хотя сами они говорят на непонятном языке. Здесь находится первообраз иконы Божией Матери Троеручица, а еще здесь есть виноградная лоза, которой уже многие сотни лет, и растет она из могилы святого Симеона Мироточивого. Так вот, плоды этой лозы помогли уже многим бездетным семьям обрести долгожданного ребенка.

Вечером на службе я нежданно встретил Ивана. Его не приняли в соседнем монастыре и он пришел сюда.

День второй.

Как это здесь бывает почти всегда :) , у меня, Андрея и Ивана планы на этот день совпали. Наш путь был в Ватопед. Андрей в силу возраста отправился на пароме. Предлагал и нам, но мы с Иваном стояли до последнего и пошли пешком. Собачка, которая вчера подходила ко мне знакомиться, пошла вместе с нами, мы ее назвали Жулькой. Да-да, Жулька, пробралась как-то на Афон, хотя дамам туда вход запрещен. Путь был долгий и тяжелый, с большим перепадом высот, по каменистой тропе. По дороге встретили черепаху. Устали все трое. Жулька снова прикинулась незнающей правил Афона и прохладилась в море. Путь занял часа 3, Жулька осталась у ворот, в Архондарике мы встретили Андрея, он тоже только что приехал. Вечером после службы, как здесь почти везде принято, поклонились святыням монастыря, среди которых хорошо известный всем Пояс Богородицы и икона Всецарица. Ватопед наверное самый населенный монахами монастырь, очень много, в том числе много русских монахов. Много и паломников, но несмотря на это прием их здесь очень хорошо организован. Очень хороший монастырь и атмосфера в нем, я был приятно удивлен. Думал в силу такой большой известности здесь будет много суеты.

День третий

С Иваном и Андреем я попрощался, они остались здесь на вторые сутки. А вот с Жулькой еще нет. Она меня ждала у ворот под машиной. Путь наш до следующего места — скита святого Андрея Первозванного, который располагался в столице Афона – Карье — большей частью прошел по хорошей лесной  тропе и занял так же порядка двух с половиной часов. Встречали мы и косулю, и кабанов, которых Жулька с удовольствием пошугала.  У скита святого Андрея Жульку я видел последний раз, видимо нашла себе другого попутчика.

В Карье также находится монастырь Кутлумуш. В нем я и остался переночевать. Здесь произошел интересный случай. Решил я в каждом монастыре оставлять от себя определенное пожертвование. А здесь не обнаружил ни церковной лавки, ни просто ящика и так и ушел утром. Зашел в центральную церквушку в Карье, где находится икона Достойно Есть и пошел в следующий монастырь. Шел и думал об этом «инцинденте». Дорога снова проходила через территорию Кутлумуша. А там, при входе на территорию, есть ворота с высоким порогом. В этом месте мне встретился старичок с тростью. Я сперва прошел, но потом подумал, что нужно наверно помочь. Спросил его нужна ли помощь (имея ввиду, естественно помощь по преодолению этого препятствия), а он мне и отвечает: «Хочу …» и называет ту сумму, которую я жертвовал на монастыри. Не знаю, что это было, но решил деньги отдать :)

День четвертый

Путь мой шел в Каракал. Этой самый мой любимый монастырь. Почему не знаю, но чувствую себя здесь как дома. Завтра здесь престольный праздник мученика Христофора. Будет ночная служба, потом крестный ход. И на все это уйдет около 9 часов. Знал я это потому, что в прошлом году на этот день я тоже оставался в этом монастыре. По дороге в Каракал зашел поклониться первообразу Иверской иконы Божией Матери в монастырь Ивирон. Здесь же выполнил поручение нашего батюшки и приобрел для храма икону, которую приложил к чудотворному образу, а так же попросил немного маслица от лампады, которым батюшка всех нас помажет 25 октября на праздник Иверской иконы. В Каракале меня попросили самому убрать для себя келью, а потом еще помочь в прачечной развешивать наволочки и полотенца. В общем, как я и говорил все просто и по-домашнему.

День пятый

Праздничная трапеза закончилась в 11 часов, монах с прачечной издалека мне улыбнулся и помахал рукой. Пора в дорогу, сегодня будет самый длинный переход. Электронные карты насчитали 17 километров до монастыря Великая Лавра. Путь был нелегкий, глиняная дорога на солнце прилично раскалилась, жгло подошву, натер приличные мозоли. Спасали ручейки, которые иногда пересекали дорогу. В них я охлаждал кеды и соответсвенно свои стопы. По дороге зашел в гости в одну из келий к знакомому монаху с которым не случайно познакомился на просторах интернета. Попили чаю, побеседовали, обменялись подарками. Не забыл снова зайти и на источник Святого Афанасия Афонского, напиться чудесной воды и набрать бутылочку домой. В Великой Лавре получил нагоняя от игумена. Когда рассказывали про мощи, перед поклонением, я малость оперся, чтобы облегчить свое стояние. И вдруг почувствовал хороший шлепок и пару ласковых.

День шестой

По выходу из монастыря зашел уже в хорошо мне известную пещерку Иоанна Кукузеля. Далее этот день проходил по гористой местности, по склону горы Афон. По дороге передохнул у ручейка с отличной водой.   И хотя был уже на пол пути, сворачивать на вершину не стал.  Впереди мне предстояло еще трудничество в Русском Пантелеймоновом монастыре, и не хотелось стать самому лишним обременением для монастыря. Ноги уже были в мозолях со вчерашнего дня, к тому же у меня до этого долгое время болело колено, про которую чудесным образом я забыл, как только вступил на Святой Афон. И все же боялся усугубить ситуацию. Поэтому прямым ходом дошел до скита Святой Анны. Здесь храниться стопа святой Анны – мамы Богородицы. По молитвой к этой святой, как и в Хиландаре, бездетные семьи получают долгожданных чад. У иконы находится множество фотографий таких детей.

День седьмой

День был постный. Обычно в монастырях в этот день паломникам утром предлагают чай с хлебом, но это был скит, поэтому остался я голодный. Долгий переход по скалам, встреча со змеями, надежда на сытое угощение  в монастыре Григориат. Но надежда не оправдалась. Архондаричный быстро отвел меня в комнату и оставил голодного.К моей и моего желудка радости я все же потом обнаружил здесь гостиную комнату, где в свободном доступе лежал лукум и вода. В комнате со мной были три грека. Когда узнали, что я русский, долго признавались в любви к России и Путину.

Дни 8-13

Путь мой сегодня лежал в Русский Пантелеймонов монастырь до которого оставалось 20 км, поэтому я решил частично преодолеть эту дистанцию  на пароме. В монастыре, как трудника, меня поселили в отдельном корпусе. Здесь живут те, кто приехал не на один день. Кто-то живет несколько месяцев, кто-то несколько дней. Трудники выполняют некоторые работы в монастыре. В обязательном порядке они помогают вечером после трапезы навести порядок в столовой, убрать грязную посуду и остатки еды и расставить чистую посуду, и прочее. А так же им дается дневное послушание на 4,5 часа после утренней службы. В первый день я, как вновь прибывший, помогал только в столовой. На второй день мне снова повезло. На основное послушание отправили на кухню  помогать готовиться к празднику Святой Троицы. Здесь мы разделывали рыбу, а потом готовили саму столовую к большому числу паломников. Со мной по трудам были два товарища. Один из них дьякон из Воронежа. Он приехал сюда со знакомым. И у нас оказались билеты на один и тот же обратный самолет. Не с проста все это, подумал я :)

 

Потом два дня праздничных – выходные. Опять только помощь по столовой. Умные люди воспользовались свободным временем, сходили в соседние монастыри, я же просидел без пользы. Хотя можно было посетить Старый Русик. Хотел же. Но нет. Может в другой раз??? Зато снова встретил старого знакомого Андрея. Он тоже пришел сюда на пару дней потрудничать. Вечером перед службой один товарищ нас отвел на мельницу, где трудился преподобный Силуан Афонский. Она до сих пор стоит, механизмы целы. Но сейчас там делают ремонт. Немножко ниже находится источник, в котором вода имеет сладковатый вкус, похожая на березовый сок.

        

Следующие два дня меня уже ставили на работу посерьезнее: пропалывать каменные заборы от поросли. Вроде не тяжело, но однообразие утомляет. Постоянно на этом послушание трудится один старый монах. И ему дают помощника. Заборы большие и протяженность их большая, поэтому заканчивая прополку, приходится начинать собирать «урожай» по новой.

Интересные здесь часы на колокольне. Бьют каждый час по числу часов времени. И еще каждые пятнадцать минут. Так и считаешь каждый час до утренней службы. Будильник не нужен, не проспишь. Полунощница начинается в 4.30 утра и около 8.30 заканчивается Литургия.  Вечерняя идет около часа, но в некоторых монастырях после трапезы читается еще акафист.

  

В последний день перед отплытием я решил посетить по дороге еще пару монастырей, а именно Ксенофонт, где особо чтят Георгия Победоносца, и Дохиар, где находится первообраз иконы Скоропослушница. Пройденные сегодня 10 километров афонских троп разменяли 100 афонских километров, которые я прошел за эти дни. У Скоропослушницы попросил благополучно добраться до дома (так как складывалось все до этих пор не очень хорошо) и просьба моя была незамедлительно услышанна, а первые результаты появились уже через пол часа. Не описывая подробности (целый детектив), скажу, что прилетев в аэропорт Шереметьева в Москве в 22.30, в 9.30 утра я был уже дома.