Битва за Исакий

2 года назад Симеон Комментарии к записи Битва за Исакий отключены

«Исакий должен принадлежать РПЦ, службы будут более благодатные» — заявил мне недавно один батюшка.

10 января 2017 г. губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко заявил о передаче Исаакиевского собора РПЦ. На самом деле, очевидно, ни к повышенной благодати, ни к действительности служб, ни к личному спасению юридическая принадлежность Исаакиевского собора не имеет никакого отношения. Отдельную трагедию вызывает ликвидация музея. Впрочем, рассмотрим те или иные мнения.

«Едва ли можно отрицать, что сохранение Исаакиевского собора – не только здания, но и памяти, знания о нем, – т.е. собора как объекта национального и мирового наследия – это заслуга коллектива музея, трансляция и популяризация этого знания – также дело коллектива«. Об этом сам коллектив музея Исакия. Впрочем, последствия не заставили себя ждать: всех удивила новость «Директор Исаакиевского собора объяснил сокращения в музее оптимизацией штатного расписания». Пресс-секретарь музея Мария Морозова подтвердила эту информацию, добавив, что сокращают весь отдел по связям с общественностью и культурным проектам, включая ее саму, а также некоторых сотрудников IT-департамента и концертного отдела. Пока речь идёт о десяти сотрудниках.

Между тем, вот рядовой отзыв о музее: «Огромная благодарность, низкий поклон экскурсоводу музея Михайловой Марии Степановне за чрезвычайную преданность и любовь к своему делу, профессионализм и мудрость. Здоровья и долгих лет! Слушали и восхищались«. И честно говоря, я не нашёл на этом сайте ни одного дурного отзыва.

Немного истории

В 1928 году по ходатайству Народного комиссариата просвещения религиозная община Исаакиевского собора была ликвидирована, храм передан в ведение Главнауки. А 12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. Затем в 1937 году собор получил статус памятника, а музею был определён историко-художественный профиль. Позже, в январе 1963 года музей стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельной музейной организацией.

В 2005 году было подписано Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности. В октябре 2012 года Исаакиевский собор был передан в собственность Санкт-Петербурга. В июле 2015 года Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви (РПЦ) обратилась к городским властям с просьбой передать ей здание Исаакиевского собора в безвозмездное пользование. Всё это, как мы уже знаем, завершилось передачей собора в безвозмездное пользование на 49 лет без смены юридического статуса — его владельцем остается город.

«Большинство моих любимых коллег просто испугались. Я получил порядка 150 смс от людей, которые поддержали меня. Но мне не нужна никакая поддержка, я же не на пост президента баллотировался. Я вчера сказал то, что думаю. Я уважаю нашу епархию, верю в мир. У нас уникальнейшая система взаимоотношений межконфессиональных. Не приведи Господь, мы нарушим равновесие. А его можно нарушить из лучших побуждений» — сообщил редакции Николай Буров, ныне ушедший директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», советник губернатора Санкт-Петербурга, доверенное лицо президента России Владимира Путина.

Тогда представители РПЦ заявили, что музейные функции собора будут расширены, а вход в собор станет бесплатным. Как мы можем читать выше, всё это оказалось ложью.

Не вся РПЦ «за»

Я был бы рад, если бы этот храм оказался в церковном распоряжении, в церковной собственности. Мои возражения носят «стилистический характер». Как Синявский говорил о своих рассуждениях с советской властью: у меня расхождения стилистического порядка. Не все средства хороши даже в борьбе за добрую цель. Если бы Исаакиевский собор передали церкви 25 лет назад, я думаю, все спокойно и радостно это восприняли. Но за эти 25 лет что-то произошло, какой-то не самый лучший свой лик мы, церковники, явили обществу и уже поэтому не все нам прощается и не во всем нам доверяют. Это первое. Второе. Раз такое есть, надо эту реальность признать, а, значит, объясняться. Объяснять свои действия. А здесь никаких объяснений не было, были тайные аппаратные договоренности. А потом разные спикеры утверждали противоположное о том, что будет после, когда этот собор станет наш и почему он должен быть наш. Внятных аргументов представлено не было. Почему 25 лет это терпели, а теперь это стало невтерпеж. Это, конечно, странность. Слишком много фальшивых аргументов было и действий было совершено.

Эти слова богослова, проповедника, диакона Андрея Кураева тоже многое объясняют. Впрочем, не все светские учреждения поддерживают эту позицию.

Мнение общественности

Например, «Санкт-Петербургский союз учёных» назвал недопустимой передачу Исаакиевского собора Русской православной церкви, полагая, что это противоречит Конституции, нарушает права жителей города и может нанести ущерб научной деятельности музея.

Генеральный директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо с просьбой рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской епархии о передаче Исаакиевского собора.

Российский комитет Международного совета музеев (ICOM России) выступил за сохранение музейного статуса Исаакиевского собора.

В Санкт-Петербурге проходили акции протеста против решения властей передать музей РПЦ.
Владимир Познер

Владимир Познер, советский, российский и американский журналист и телеведущий, заявил:

Я отношусь ко всей этой истории со смешанными чувствами, но все эти чувства имеют негативный характер: это огорчение, раздражение и осуждение. То, что произошло, лишь подтверждает все более очевидное нарастание (а) власти РПЦ и (б) готовности власти идти ей навстречу, подталкивая общество к клерикализации и постепенно «отъедая» у Конституции принципиальное положение о светскости Российской Федерации. Я разговаривал по поводу передачи собора РПЦ с человеком, который часто публично отстаивает ее интересы. Согласившись с тем, что Исаакий никогда не принадлежал РПЦ, он подробно и довольно схоластически объяснил мне, что собор был как бы в совместном управлении государства и церкви; главным его выводом были слова: «Храм должен быть храмом». Довод более чем сомнительный. Можно так пойти далеко: крепость должна быть крепостью (отдать все сооружения, изначально построенные в целях обороны, Министерству обороны), дворцы должны быть дворцами (а не музеями) и т.д. Для меня эта передача является плохим подтверждением того, что мнение людей мало интересует как РПЦ, так и власть.

Против передачи высказался и известный коллектив «Уральские пельмени» в шоу «Будьте бобры»:

Но возможно, более точно и коротко выразился об этой теме журналист Александр Невзоров: «Лоббирование и попытка захватить Исаакий – это очень давняя мечта РПЦ, потому что это, действительно, очень солидная торговая точка. Причем там можно продавать не только магические услуги, но и, в основном, всякие сувенирчики. То, что музей как таковой, если он кому-то дорог – а я не исключаю, что есть много людей, кто относится к этому иначе, чем я, – перестанет существовать, то в этом, в общем, сомнений никаких нет. Там порядки будут совершенно другие. Ведь мы же видим, что всюду, куда приходят эрпэцэшники, они ухитряются внедрить свои порядки«, – заявил он.