Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости: С 2019 года наш форум закрыт для новых регистраций. По всем остальным вопросам Вы можете обратиться на наш общий e-mail внизу страницы.


Автор Тема: Про молитвы и приоритеты  (Прочитано 381 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 2842
  • Поблагодарили: 65 раз(а)
  • Пол: Мужской
Про молитвы и приоритеты
« : 18 Апреля 2019, 17:09:24 »
В православной традиции святое писание, богослужебные тексты, четьи минеи, акафисты, утренние и вечерние молитвы - сравниваются с некой "пищей духовной". Мол перестанешь питать душу божественными словесами - умрёшь духовно. Новый Адам он такой - ему нужно обязательно есть слова типа "все роги грешных сломлю, и да вознесется рог праведного", ну или "радуйся, молитвинниче, всю землю российскую учениями своими просветившего".

Я пишу очевиднейшую вещь (кто вообще может с этим спорить?) - никто ещё не умирал без зачитывания утренних и вечерних молитв, без акафистов и изучения писания. Это не смертельно, ни для психического, ни тем более для физического здоровья человека. Следовательно, образ питающих душу писаний является поэтической метафорой. Можно, конечно, сказать, что я умер духовно, объявить меня безблагодатным отступником, но по факту все понимают - я обычный человек. Доказать что у меня что-то там умерло - нечто "самое важное", что присутствует в других, благочестивых подвижниках, невозможно. В подростковом возрасте, например, я фанател от Цоя. Потом восемь лет провёл в монастыре, теперь живу, как обычный человек. И субъективно у меня всё хорошо, ничего не умерло. Религия как марки - увлекаешься ими, или не увлекаешься. Если серьёзно увлекаешься, то уже ничего в жизни не видишь, кроме этих марок. Но других твоё увлечение касается очень и очень косвенно. Верифицировать безблагодатность, как и благодатность, невозможно. Это чистой воды оценочное суждение.

Метафора про питание для души настолько традиционна, что внутри церкви вовсе не считается метафорой. Человеку надлежит с серьёзностью каждый день впускать в себя информацию молитв и различных текстов. Именно надлежит, какая уж тут поэзия? При этом желательно исключить остальную "суетную" мирскую литературу, чтобы пребывать постоянно в церковном традиционном потоке, что по заверениям религиозных специалистов приводит к некоему "духовному росту" и даже к богообщению.

Интересно, а что на самом деле происходит в человеке? Попробуем разобраться. Разум человека является сложной системой предсказаний. Он постоянно строит возможные стратегии будущего. Для того, чтобы эти стратегии были успешными, разуму постоянно требуются знания, с помощью которых возможно применить самые выигрышные стратегии. В условиях изменчивости и нестабильности жизни разуму нужны самые новые знания для корректировки старых стратегий и разработке новых. Поскольку мы действуем в условиях неопределённости, эта жизненная неопределённость хорошо заменяется идеей непостижимости божественной воли. При включении в традицию человеку навязывается одна единственная стратегия - выстроить свои взаимоотношения с богом, за которым кроется неопределённость жизни и непостижимость смерти. Церковные люди тоже охочи до знаний, тоже корректируют свои стратегии, но по условиям входа им запрещено менять главную.

Здесь мудрость. Когда верующий сталкивается с каким-нибудь фактом, который противоречит его основной стратегии, разум, как сложная машина предсказаний, начинает принимать новые знания и корректировать поведение человека. Но у верующего выстроен приоритет основной стратегии перед любым новым знанием. Любая коррекция возможна только в рамках основной стратегии. От этого и происходит знакомый нам нетерпимый стиль верующего человека. Он просто оберегает свою основную стратегию. Вот для её поддержки и нужно пребывать в постоянном информационном православном потоке. Невозможно сопротивляться знанию - без этой подпитки религиозными текстами, которым надлежит благоговейно внимать, усиливая их влияние, разум обязательно поменяет стратегию на более выигрышную и приемлемую. Так он устроен. Никто при этом, разумеется, не умрёт духовно и не лишится благодати. Просто человек будет эффективней управлять своей жизнью. Впрочем, некоторым из-за малого потенциала изменения не под силу и им лучше оставаться в однажды выбранной стратегии. Бух на пол, жопкой кверху. "Радуйся, молитвинниче, всю землю российскую учениями своими просветившего".
https://stas-senkin.livejournal.com/756570.html