Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:


Автор Тема: Божественная литургия с отверстыми царскими вратами  (Прочитано 3459 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 3198
  • Поблагодарили: 66 раз(а)
  • Пол: Мужской
Итак, ползучая богослужебная реформация, по-видимости, началась. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».

Не понятно, а что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего в этот святой и великий день?

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Конкретно открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение. Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных...», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению.

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Новомученик священник Сергий Мечев считал, что события жизни Спасителя и его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. Об этом глубоком мистическом значении литургических действий и символической связи их с библейскими событиями писали такие великие литургисты, как Николай Кавасила (XIV в.), прп. Максим Исповедник, свт. Симеон Солунский.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами по «Отче наш». Эта практика также противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.

В связи этим рождественским патриаршим богослужебным нововведением просфорница одного московского храма интересуется, когда на Рождество всем служащим священникам будут выдавать митры для пущего «миссионерского значения праздничного богослужения», миссионерской эффективности и важности?

P.S.

Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года
к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви

 
Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.
На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...
 
Тихон, Патриарх Московский и всея России
Град Москва 4/17 ноября 1921 г.
№ 1575.
 Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.
 
* * *

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского):

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма. ...
13) Введение в богослужебную практику русского языка.
Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов


14 сентября 1925 г.

Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95

http://www.blagogon.ru/digest/579/
 

Оффлайн Б.р.Михаил

  • **
  • Город, Страна: Москва
  • Сообщений: 61
  • Поблагодарили: 10 раз(а)
  • Пол: Мужской
Попробую высказать свою точку зрения:
мне вспоминаются мои молитвенные стояния в храме во время службы до алтарничества: было очень интересно смотреть, когда открывались ЦВ, что и как в алтаре, изучать. Для меня это было (и есть) как особо святое место, к сожалению не достижимое обычному прихожанину. Было интересно наблюдать за всеми действиями: алтарников, диаконов, батюшек. Пытаться понять, вникнуть, в их действия. В итоге получал радость от такого наблюдения.
Учитывая, что в храме могут быть не очень церковные люди, на мой взгляд, им может быть, особенно интересно наблюдать за алтарем. На мой взгляд, в целом это может способствовать, мотивировать,  воцерковлению, прямо или косвенно.
К сожалению, скудное получилось описание, но если коротко, то лично я в открытых ЦВ вижу некую радость, утешение, мне как прихожанину.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Ваня

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 3198
  • Поблагодарили: 66 раз(а)
  • Пол: Мужской
"Девять месяцев служил я без иконостаса. За это время очень полюбил открытость алтаря и чувство, что за тобой стоят люди, а не возвышается стенка. Кроме того совсем отвык открывать и закрывать царские врата. Все эти движения мне сейчас кажутся бесполезными и даже нелепыми. Раньше же я совсем не задумывался по этому поводу, просто открывал и закрывал когда предписано. С горечью понимаю, что право служения с открытыми царскими вратами мне в этой жизни не получить. И вот она сила мысли в действии, получаю по почте из викариатства вот такой замечательный указ http://www.bogoyavlenskoe.ru/datadocs/2016/Prilozhenie-k-504.pdf, а ведь я в доме престарелых служу, они тут все глухие. Сила мысли!
Теперь вот усиленно думаю, что таинства исповеди и причастия хорошо бы наконец разделить".

http://maxminimum.livejournal.com/129386.html
 

Оффлайн Ваня

  • Администратор
  • *****
  • Город, Страна: РФ
  • Сообщений: 567
  • Поблагодарили: 19 раз(а)
  • Пол: Мужской
Цитировать (выделенное)
Теперь вот усиленно думаю, что таинства исповеди и причастия хорошо бы наконец разделить".
иногда и думать вредно.
А́зъ же я́ко мáслина плодови́та въ домý Бóжiи
 

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 3198
  • Поблагодарили: 66 раз(а)
  • Пол: Мужской
Так они и разделены везде, кроме России - по традиции. Но даже и у нас допустимо причащаться без исповеди:

В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.

Об участии верных в Евхаристии, с. 7
http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html

И это про мирян, а не про дьяконов, которые, например, причащаются регулярно без исповеди (а чем диакон отличается от воцерковлённого мирянина?).
 

Оффлайн Ваня

  • Администратор
  • *****
  • Город, Страна: РФ
  • Сообщений: 567
  • Поблагодарили: 19 раз(а)
  • Пол: Мужской
Я не против что можно, и где-то так делают. Но если так делают где-то, то это не значит что у нас делают плохо.
А́зъ же я́ко мáслина плодови́та въ домý Бóжiи
 

Оффлайн Б.р.Михаил

  • **
  • Город, Страна: Москва
  • Сообщений: 61
  • Поблагодарили: 10 раз(а)
  • Пол: Мужской
Здесь можно найти более подробную расшифровку упомянутого указа:

 http://www.diaconia.ru/v-cerkvi-budut-sovershat-liturgiyu-dlya-glukhikh-s-otverstymi-carskimi-vratami
 

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 3198
  • Поблагодарили: 66 раз(а)
  • Пол: Мужской
У нас, кстати, регулярно в соборе так и делают. Служат с отверстыми вратами. Хотя я подозреваю, что это позволено лишь настоятелю, а все остальные делают так, потому что служат в этом соборе.
 

Оффлайн Ваня

  • Администратор
  • *****
  • Город, Страна: РФ
  • Сообщений: 567
  • Поблагодарили: 19 раз(а)
  • Пол: Мужской
Иногда, слышал, награждают сам храм такой привилегией. Т.е. не важно кто служит, важно где служат.  Что за собор, старинный какой?
А́зъ же я́ко мáслина плодови́та въ домý Бóжiи
 

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 3198
  • Поблагодарили: 66 раз(а)
  • Пол: Мужской
Да, Иван. Вы правы:

"Согласно новому Положению о богослужебно-иерархических наградах право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» может быть присвоено не только отдельному клирику, но и целому храму или даже монастырю.

Об этом говорится в 4-м разделе нового Положения. Таким правом храм или монастырь могут быть наделены особым указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В таком случае любой клирик, совершающий Божественную литургию в этом храме или монастыре, сможет пользоваться правом совершения литургии с отверстыми царскими вратами по молитву «Отче наш…».

По сути, это решение, включенное в новое Положение о богослужебно-иерархических наградах, может стать первым шагом к узаконению, довольно широко распространившейся сегодня в храмах Русской Православной Церкви, практики. Согласно ей врата на Божественной литургии не закрывают до молитвы «Отче наш…», вне зависимости от наличия или отсутствия такой награды у служащего клирика".
http://ustav.livejournal.com/901498.html
 

Оффлайн Б.р.Михаил

  • **
  • Город, Страна: Москва
  • Сообщений: 61
  • Поблагодарили: 10 раз(а)
  • Пол: Мужской
Доброго времени суток, братцы!!!
Как замечательно, что все же сохранилась данная площадка.

Только общались со священником, касательно служения открытых ЦВ, говорили о том, что это большая радость и утешение для прихожан. Вспомнил, что на просторах данного ресурса, мы как то говорили об этом и в указе Патриарха, были допуски для глухих, а у нас как раз такие есть. Батюшка попросил найти этот указ - хорошо, что сохранилась выше приведенная переписка. Там есть даты и т.п.- можно найти указ.
Братцы, многая и благая вам!!!