Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Новости: С 2019 года наш форум был закрыт для новых регистраций. Но до конца месяца мы открыли временную регистрацию. Посмотрим, что из этого получится. )


Автор Тема: Православное паломничество  (Прочитано 1375 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АлексийАвтор темы

Православное паломничество
« : 24 Марта 2015, 19:21:31 »
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы.
 
- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с Батюшкой». В студии Денис Береснев.
Сегодня у нас в гостях настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.
Здравствуйте, батюшка.

- Здравствуйте. Бог благословит.

- Тема сегодняшней передачи "Православное паломничество".
Чем паломничество отличается от туристической поездки?

- В туристической поездке так же могут посещать святые места. На Святой Земле видно, что среди приезжающих много людей со всех концов земли, среди них наши соотечественники, некоторые из которых приезжают через туристические фирмы, а некоторые благочестивые паломники ездят через паломнические службы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день существуют два Паломнических центра Русской Православной Церкви, которые организуют не просто туристические, но именно паломнические поездки на Святую Землю. В чем разница?
Разница в том, что во время таких поездок мы не только посещаем святые места, смотрим и слушаем их историю, но самое главное - мы имеем возможность помолиться, прикоснуться ко Гробу Господню не только своим телом, но и духом. Конечно, в этих поездках совершается Божественная Литургия, где паломники исповедуются, причащаются. Кроме общего кругозора, мы имеем и духовное общение. Мы приезжаем не просто увидеть, но поклониться святому месту, а это значит, помолиться за своих близких, родных, рассказать Богу о своих проблемах, трудностях. После такой поездки человек возвращается одухотворенный, облагоденствованный благодатью Божией.

Как правило, в таких поездках бывают священнослужители, человек может поисповедоваться, причаститься, поговорить с батюшкой, чтобы священник подсказал, поскольку не каждый в сегодняшнее время является воцерковленным человеком, но стремится к этому. Порой человек робко делает первые шаги, чтобы они были в правильном направлении, человек подходит к священнику, спрашивает. Когда он делает все правильно, то чувствует внутренний рост, уверенность, и когда совесть не обличает его, он радостный отходит от святого места. Это то главное, чем паломническая поездка отличается от туристической. В ней человек сердцем прикасается благодати Божией, общается со святыми угодниками. Постоянно совершается молитва, есть возможность принять участие в Божественной литургии, помолиться, подать записочки, заказать сорокоусты, поминовение за близких на том или ином святом месте.

Если говорить о посещении Святой Земли, то самые удивительные поездки через Паломнические центры Русской Православной Церкви. Первый Паломнические центр Московского Патриархата находится в гостинице "Университетская", которая находится в непосредственном финансово-хозяйственном подчинении Русской Православной Церкви. Здесь организуются поездки не только на Святую Землю, но и в Грецию, Италию, по святыням Византии (нынешней Турции), и различные паломнические поездки по России. Конечно, паломнический центр очень тщательно и благоговейно выстраивает программу, и в этой программе есть время на то, чтобы духовно насладиться, получить духовное утешение.

Также создан Паломнический центр Русской Православной Церкви при Отделе внешнецерковных связей, который располагается в Даниловом монастыре, в четырехэтажном здании зеленого цвета, находящимся за Троицким собором, на первом этаже. Эта служба находится в ведении преосвященного архиепископа Марка Егорьевского, здесь тоже очень продуманные программы поездок, в которых всегда присутствуют священнослужители. Если это поездка в Иерусалим, группы принимают матушка-игуменья Горненской обители, сестры Русской Духовной Миссии, экскурсоводами тоже являются матушки. Конечно, такие поездки бывают духоносными, там не бывает компромисса, который могут предложить некие светские гиды.

Самое большое заблуждение, когда во время посещения нашими паломниками Святой Земли, их ведут к Стене Плача. Надо понимать, что все те многочисленные записки, которые засовывают в щели, вечером выковыривают дворники, смеются и сжигают. Конечно, этого делать не надо. Мы, православные люди, должны посетить Гроб Господень, Голгофу, пройти по Крестному пути, приложиться к камню помазания, посетить наши русские монастыри. Стена Плача для рода израильского, который плачет о том, что разрушен Иерусалимский храм, и они просят Бога восстановить их храм. У нас же, слава Богу, есть храмы, престолы, алтари, поэтому, когда поездка не туристическая, а именно через центр Русской Православной Церкви, конечно, она насыщена духовной радостью.

Паломнические поездки организуются и по многочисленным святыням Русской Православной Церкви. Мы посещаем Троице-Сергиеву Лавру, Дивеевскую обитель, Годеново, Соловки, Валаам, все это очень духоносные поездки. Они не являются туристическими, потому что каждая такая поездка дает возможность человеку помолиться, приложиться к святыням и поучаствовать в священных таинствах. Конечно, каждый паломник должен исповедоваться и причащаться, то есть соединяться с Господом на таких святых местах, тогда он получает утешение и такую благодать, которая в дальнейшем помогает ему нести свой жизненный крест.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Хотел поделиться своим опытом паломничества. После поездки в Дивеевский женский монастырь моя жизнь полностью поменялась, настолько это святое благодатное место. Хотел сказать всем, что если кто-то поедет, то это будет незабываемо.

- Конечно, данные поездки замечательные, особенно для тех людей, которые, может быть, только встают на путь духовной, религиозной жизни, потому что там открывается понимание внутреннего общения с Господом, когда можно увидеть живой пример многих верующих, воцерковленных людей. Подобного невозможно увидеть даже в нашем большом городе, хотя мы каждый день встречаем огромное число людей в метро, транспорте, магазинах, просто на улицах. Но такие светлые чистые лица мы можем увидеть только в таких святых обителях, где понимаешь, что у этих людей какая-то особая жизнь, они, как говорят, не от мира сего: чистые, искренние, готовые помочь. Эта Божия благодать открывается в практике, через людей, впитавших эту благодать, которые живут духовной жизнью, и с которыми можно пообщаться.

В Дивеево особая духовная атмосфера: богослужения, молитвы, мощи преподобного Серафима Саровского, многочисленные источники, омыться в которых считает своим долгом каждый паломник, и, может быть, даже получить исцеление или получить благодатные силы для  дальнейшего несения нашего служения Господу и ближним в нашей повседневной жизни.

Такие же глубочайшие впечатления производит Троице-Сергиева Лавра. Когда мы посещаем эту древнюю обитель и прикладываемся к мощам преподобного Сергия. Мы видим сонм иноков, и сами богослужения производят неизгладимое впечатление. В одной из наших поездок был молодой человек, который здесь впервые увидел, что такое монашеская жизнь: наместника с посохом, братию со светящимися глазами, чистыми, светлыми лицами. Когда человек видит полноту благодати, он ощущает такую внутреннюю радость, что ищет слов, которые могут выразить восторг. Этот юноша выразил свой восторг, желанием самому прийти в монашество. Это подобно тому, как апостол Петр, увидев славу Господа на горе Фавор, сказал: Господи, устроим здесь три кущи: Тебе, Моисею и Илие, про себя забыл, лишь бы быть рядом, на камушке, взирать на Господа и наполняться внутренней радостью и полнотой. Наверное, когда человек соприкасается с небесным миром, он забывает обо всем, находится в таком состоянии восторга, радости и полноты жизни, что больше ничего не хочет. Конечно, духовный мир особо открывается в этих святых местах, где даже воздух наполнен молитвами и подвигами всех тех, кто подвизается на этот месте.

Все это вдохновляет так, что вспоминаешь слова послов, побывавших на богослужении в Софийском соборе в Константинополе, к князю Владимиру: "Князь, мы не знаем, где мы побывали: на земле или на небе". Даже человек, который регулярно бывает на богослужениях, здесь ощущает касание благодати Божией в сердце. Господь коснется благодатью, и ты думаешь, что за эту минуту можно отдать всю жизнь.

Почему люди ездят по святым местам не один раз? Потому, наверное, что в нашей повседневной жизни ощущается какая-то опустошенность, и ты хочешь наполнить себя, снова прикоснуться к этой великой тайне.

Учась в Духовных школах в Троице-Сергиевой Лавре, мы наблюдали, как люди приезжали с разных уголков мира, с разных регионов нашего Отечества, искали, как последнюю надежду, вдохновение, утешительное слово от подвижников сегодняшнего времени. В Троице-Сергиевой Лавре есть подлинные старцы, которые могут показать тебе твою жизнь, путь, по которому ты можешь идти, и этот путь будет спасительным.

- Вопрос телезрителя из Ставрополя: Существуют ли какие-то рекомендации, как часто можно ездить в паломничество, чтобы оно не превратилось в "духовный туризм"?

- Конечно, ограничений нет, но и не думаю, что у каждого человека есть ограничения, связанные с финансовыми возможностями. Как правило, у нас либо есть время, но нет денег, либо наоборот. Деньги тоже надо зарабатывать, поэтому не думаю, что возможно столь частое паломничество.

Если мы имеем возможность паломничать 4-5 раз в году - это прекрасно, а если каждый месяц - замечательно. Ведь паломничать можно по разным святым местам, которых много и в России, и за рубежом. Мужчина может поехать на Святую гору Афон помолиться в русских монастырях.

Не вижу также ограничений для поездок в какое-то одно святое место. Мы ходим в один приход, но при этом не теряем благоговения, ведь мы идем общаться с Господом. В земной жизни есть такие аналогии: когда у нас есть любимый человек, мы стремимся проводить с ним, как можно больше времени, так и с Господом. Нам дана заповедь: возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Если эта любовь настоящая, то человек всегда стремится к общению с Господом, поэтому можно посещать святые места неоднократно.

Например, я знаю людей, которые регулярно, раз в месяц точно, а то и каждую неделю ездят в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы побывать на особых благодатных Литургиях, которые совершает братия Лавры. Владыка наместник говорит замечательные глубокие проповеди, студентами мы учились у него этой глубокой мысли, внутреннему рассуждению.

Вспоминаю свою маму, которая всю жизнь ездила в Лавру, к преподобному Сергию помолиться, хотя ехать надо было за 600 километров. Когда после армии я поступил учиться в Духовную семинарию, мама приезжала, плакала и говорила, что никогда не думала, что преподобный Сергий явит такую милость, что мой сын будет пребывать в этих стенах. Не было речи о том, чтобы она потеряла благоговение, она не знала, как напитаться этой благодатью, насытиться этим воздухом, и при этом помощь преподобного Сергия, которая всегда бывает. Святой, к которому часто приезжаешь, становится твоим близким и сокровенным другом.

Приехать помолиться в Дивеево, постоять у мощей преподобного Серафима и уйти утешенным. Преподобный Серафим по сей день говорит каждому приходящему к нему "Радость моя! Христос Воскресе!" С этой радостью ты возвращаешься домой и не только вдохновляешься сам, но и вдохновляешь своих близких. Сейчас мы имеем возможность сфотографировать что-то радостное, удивительное и поделиться с близкими. Мы это делаем не для того, чтобы похвастаться, но чтобы и наши близкие приобщились к святыне. Послушав хорошего рассказчика, внутренне благодаришь его, поскольку и через слушание мы внутренне соприкасаемся святыне. Добрая энергия передается и нашим близким, они тоже хотят побывать в святых местах, чтобы помолиться, поплакать и порадоваться.

В наших поездках мы видим, как люди стараются уединиться, чтобы открыться перед Богом, что-то рассказать Ему. Как-то мы с группой были на Святой горе Афон, где послужили молебен у мощей преподобного Иоанна Русского, помазались и собрались ехать далее, на остров Патмос для поклонения Иоанну Богослову. Но я никак не мог собрать группу, поскольку люди не хотели выходить из храма и, уединившись по разным его уголкам, чувствуя теплый прием преподобного Иоанна Русского, продолжали молиться со слезами утешения и радости.

Люди возвращаются совсем иными: едут вдумчивые, радостные, вдохновленные, в сердце возвращается надежда. Чувствуют, что Господь не оставит, поможет, что все в жизни будет хорошо, Господь нас любит.

Отправляясь в паломничество, мы вырываемся из суеты. Что наша жизнь? Суета сует, и томление - деньги. Работа, забота, какие-то семейные скандалы, если что-то не получается. А не получается потому, что в этой суете забываем Бога. Паломнические поездки возвращают нас к жизни.

Для некоторых людей паломническая поездка становится возможностью воцерковления. Если она длится продолжительно, то в течение недели у него есть возможность общаться с верующими людьми, слушать их рассуждения, видеть, как все благоговейно молятся, причащаются.

Бывают удивительные истории, когда сами святые заботятся о паломниках, приезжающих на богомолье. Посещение святых мест - сильное утешение. Паломничество было всегда, притом было паломничество обетное.

Митрополит Вениамин Федченков рассказывает о том, как его мама, когда он сильно болел в детстве, дала обет, если сынок выздоровеет пойти пешочком, босиком поклониться Тихону Задонскому. Господь послал милость выздоровления, и мама в благодарность за выздоровление сыночка Ванечки пошла на богомолье к святителю Тихону Задонскому, а сынок впоследствии стал митрополитом Русской Православной Церкви.

В Екатеринбург люди съезжаются поклониться царственных мученикам, преподобномученице Елизаветы в Алапаевск на место ее мученических страданий. Едут не только из России, но и из Германии, Америки, Канады, Австралии.

Люди приезжают в места с красивой природой, с замечательными храмами, почитанием, богомольем, и когда уезжают, имеют какое-то притяжение, опять им хочется поехать и в Екатеринбург, и в Дивеево, и в Троице-Сергиеву Лавру, Соловки, Валаам.

- Вопрос телезрителя:  В разговоре с самарянкой, на ее вопрос, где правильно молиться,  Иисус ответил, что настанут времена, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине, потому что Бог есть дух. Серафим Саровский говорит, что для настоящего христианина Иерусалим там, где он живет. Как это сочетается с паломничеством, разве от этого зависит сила веры?

- Сила веры зависит от того, насколько ты веришь в Бога и хочешь, чтобы в твоей жизни было общение со святыми угодниками Божиими. Если ты верующий, молишься, конечно, для спасения достаточно ходить на один приход, и ты спасешься. Но есть и богатство церковного разнообразия. Не случайно еще наши предки совершали паломничества в Киево-Печерскую Лавру, и на Афон, и в Троице-Сергиеву Лавру. Надо посмотреть на историю, которая очень богата. Например, мы имеем такой письменный памятник XII века, как "Паломничество игумена Даниила по Святой Земле Палестине".

Мы хотим напитаться той великой благодатью, которую имеют эти святые места, эти святые мощи. В этом нет ничего зазорного и страшного. Ведь мы не имеем один храм, но множество храмов и множество монастырей. Есть различный духовный опыт, живой пример подвижничества.

- Звонок телезрительницы из Рязани, свидетельствующей о чудной помощи святого Василия Рязанского, когда на нее упала финансовая ответственность за недобросовестного человека, и ей неоткуда было ждать помощи. Каждый день, возвращаясь с работы, она приходила к храму, где была икона Василия Рязанского, молилась ему, и однажды чудесным образом появились люди, давшие необходимую сумму, предложившие работу, а затем разрешилась вся ситуация.

- Наша телезрительница на своем опыте убедилась, как помогает общение со святыми. Люди ездят по святым местам и потому, что хотят получить помощь от святых угодников.

- Как взрастить в себе благоговейный дух к святыням?

- Как говорит нам Священное Писание, начало всякой премудрости страх Господень. Если человек понимает, куда он едет, у него всегда есть этот страх, а от него и благоговение. Он понимает, что едет он не отдохнуть, как это бывает в туристической поездке, а самая главная его цель - помолиться. От этого появляется благоговение, человек готов переносить и какие-то трудности, потому что приоритетом для него являются духовное общение и духовная пища.

- Как следует готовиться к паломнической поездке?

- Думаю, прежде всего, должен быть настрой. Вся паломническая поездка проходит в молитве, есть возможность почитать Священное Писание.

Чаще всего паломники перемещаются в автобусе, и расстояния большие, поэтому читают и правила, и каноны, есть возможность подготовиться ко Святому Причастию.

- Существуют ли в наше время пешие паломничества? Есть ли у них преимущества перед паломничествами на транспорте?

- Никакого преимущества нет, пешком не каждый может пройти большие расстояния, да это и небезопасно в наше время. Конечно, должен быть труд. Старые люди считают, что настоящее паломничество совершается в труде, молитве, тишине. "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Я еще застал время, когда старые люди на архиерейские службы специально шли пешком, отказываясь от того, чтобы их подвезли. Говорили, что архиерейскую службу заслужить надо. Было трепетное, благоговейное отношение. Раньше люди понимали, что епископ исполнен полноты церковной благодати, встречали его с благоговением и страхом.

Наверное, самое главное, о чем мы должны помнить, отправляясь в паломничества, что если не будет страха, благоговения, благодарности, ты не почувствуешь эту благодать. Как правило, когда дух мирный, спокойный, то и святые места встречают тебя по-другому, они открываются тебе, наполняя благодатью Божией.

Для приходов очень важны паломнические поездки. Не потому, что ты не спасешься на своем приходе, но в поездках  ты напитаешься благодатью Божией. Когда мы едем сорок человек с одного прихода, то если это деревенский приход, все знают друг друга, а в городах мы друг друга не знаем. Совсем недавно в городских общинах люди стали общаться друг с другом, когда начинают образовываться живые общины. В паломнической поездке люди начинают близко общаться друг с другом, кто-то начинает дружить, люди настолько сильно объединяются, что получается большая семья.

Паломнические поездки и не требуют того, чтобы их защищали, поскольку они опробованы веками, наши предки веками ходили на богомолье. Это опыт нашей Церкви. Мы знаем, что, кроме Священного Писания, в нашей Церкви есть и Священное Предание, и оно говорит нам, что паломничества всегда были желанными. Мы знаем, что и святые апостолы возвращались в Иерусалим, чтобы вдохновиться, получить духовную поддержку для своего дальнейшего служения.

- Какие паломнические поездки совершаются на Вашем приходе?

- Во-первых, вместе с детишками мы посещаем монастыри: Троице-Сергиеву Лавру, Даниловский монастырь, обязательно Николо-Угрешский монастырь, конечно, бываем в Оптиной пустыни, ездим в Дивеевский монастырь. Взрослые прихожане бывают и в этих монастырях, а также посещают Переславль, Ростов Великий, очень любят Годеново.

Ездили по святым местам Греции, посещали Афон. Два раза в год мы с нашими прихожанами большими группами выезжаем на Святую Землю в Иерусалим. Люди сами просят, чтобы я организовал эту поездку, и я обращаюсь в Паломнический центр, находящийся в гостинице "Университетская". Бывает, что оформляем поездку через Русскую Духовную Миссию, обращаясь в Паломнический центр, расположенный в Даниловом монастыре. Это, наверное, самые частые поездки. Длится она целых восемь дней. Мы обязательно совершаем несколько Литургий, одна из них у Гроба Господня, обязательно Литургия на месте Рождества Христова. Очень любим совершать Литургию в нашем Горненском монастыре, где нас всегда принимают с большой любовью. Это очень радостные и благодатные поездки.

Когда мы посещали наш Русский монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании, там было очень много арабок, который ушли в него еще в 20-40-е годы, прекрасно изучили русский язык и стали настоящими русскими монахинями. Одна уже старая монахиня Елена, увидев меня в очередной раз, сказала: "Батюшка, Вы заболели иерусалимской болезнью". На мой вопрос, что это за болезнь, она ответила: "Вы приезжаете и приезжаете сюда, потому что Ваше сердце постоянно сюда стремится". Знаю многих наших прихожан, которые так полюбили Святую Землю, что живут от одной поездки до другой, хочется приехать, поплакаться, попросить, чтобы помолились об их близких и родных.

- Спасибо большое, отец Алексей, время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Благословите наших телезрителей.
Храни вас всех Господь.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

По материалам Союз