Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:


Автор Тема: Проклятие икономии  (Прочитано 1533 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СимеонАвтор темы

  • *****
  • Город, Страна: Россия
  • Сообщений: 2797
  • Поблагодарили: 65 раз(а)
  • Пол: Мужской
Проклятие икономии
« : 10 Марта 2019, 10:02:25 »
В некотором смысле икономия стала проклятием православной истории.
Ибо икономия - это персональная привилегия. "Мы решили не наказывать тебя, государь, за заключение третьего брака". И в этом смысле она противоположна праву как таковому и правам человека.

В православной церкви вообще нет прав. Есть привилегии. Таковыми являются «право ношения креста с украшениями», «право ношения белого клобука», «право служения с открытыми царскими вратами»… Это все ограниченное делегирование прав князей церкви угодившим вассалам.

"Церковное право" знает лишь право начальства распоряжаться подчиненными. Обратное не предусмотрено: то есть оно не дает холопу точку опоры для того, чтобы сказать "нет" избыточным притязаниям начальника. Даже ссылка на уже ясно установленное светское право грозит санкциями непокорному священнику ("Ты ослушался благословения владыки, который благословил передать в епархию личные данные о твоих родных и друзьях-спонсорах? Ну и что, что закон запрещает это делать без их согласия?! У нас свои законы! Мы отделены от государства!").

Поэтому история церкви это история личных интриг, а не политической борьбы. Интриг в свою пользу, ради своих личных привилегий, а не ради прав, свобод и благ больших групп людей.

Икономия это форма подкупа. Ну как взятка, которую владелец завода дает лидеру профсоюза: вот лично твои права я уважаю и даю тебе побольше, но ты перестань требовать того же для остальных рабочих. Решая одну личную проблему, икономия оставляет тяготу неудобоносимых бремен для всех остальных.

И до сих пор патриархия умеет неплохо лоббировать свои интересы (свобода от фискального контроля или от соблюдения трудового законодательства), но может лишь имитировать борьбу за действительные права людей. И это понятно: поскольку привилегия не право, ее очень легко лишиться, и эту утрату нельзя оспорить ни в каком суде.

Поэтому православные церкви органически могут быть союзниками лишь тех политических сил, которые провозглашают "всем все запретим, а потом кое-что разрешим, но лишь друзьям". И они (ортоцеркви) не могут быть союзниками "либералов" - тех, кому важно дать обычным людям защиту от государственного левиафана.

Посему обвинять в политическом сервилизме патриархию - все равно что винить осинку за то, что на ней не растут апельсинки. Не к этому вела многовековая селекция этих осиновых кольев.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2359586.html