Братия алтарники

Православие => Духовная жизнь => Тема начата: Симеон от 05 Апреля 2015, 17:10:11

Название: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 05 Апреля 2015, 17:10:11
Бог даст, когда-нибудь напишу об этом книгу.

Например, суеверия в случае смерти надо:
- закрывать в доме окна и двери;
- класть в гроб продукты, деньги и вещи (в последнее время мобильные телефоны);
- класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего (по другой версии - должен съесть священник);
- смотреть, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо;
- считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не подумали, что они рады смерти покойного;
- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрёт;
- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то скоро умрёшь;
- на поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;
- сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;
- лить водку на могильный холм;
- прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы "откупить землю";
- приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;
- целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;
- произносить: "Да будет тебе земля пухом";
- рассыпать по могиле хлебные крошки;
- разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;
- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
- верить, что если усопший не отпет, то его душа остаётся на земле призраком;
- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарём, непременно скоро умрёт;
- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
- поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;
- на помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;
- на поминках есть только ложками (есть вилками "грех");
- верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику;
- верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: "Вечная память…";
- на поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник;
- раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного);
- разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика;
- верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех;
- хоронить детей подпоясанными, "чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды";
- после похорон 40 дней не убирать в доме;
- после похорон 40 дней не выключать свет в доме;
- после похорон 40 дней не спать на кровати покойного;
- надо завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
- а беременным нельзя ходить на кладбище;
- за мытьё полов после покойника прощается 40 грехов;
- на Белогородчине на канун в храм приносить испечённые из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться;
- верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день;
- земля после отпевания – особая и вносить её в дом ни в коем случае нельзя;
- при этом верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
- одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней;
- когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного;
- когда кто-либо умирает, то ему собирать "походный" узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдать нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на "том свете";
- в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: "На том свете его Боженька ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься";
- во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего "просеять";
- когда читают Псалтирь по покойнику, ставить хлеб и воду;
- класть в гроб покойного палку или хворостину;
- пока покойник лежит в доме, бросать в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки;
- в течение времени пока в доме находится покойник, не давать взаймы чего-либо из продуктов, а равно не давать никому из дома огня;
- если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином;
- когда гроб выносят для прощания, ставить его на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. — "чтобы на эти табуретки не лёг очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".
- после похорон по три ночи к ряду зажигать в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, класть два хлеба и два яблока, ставить кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней;
- считать, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней. Поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом;
- покойника никогда одного не оставлять: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного;
- слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать "трудно". О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню;
- знать, что ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своём пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесёт просьбу до Господа;
- колдуны умирают всегда в страшных мучениях. Раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облёгчить его душе расставание с телом. После смерти колдун "не давал покоя" до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом;
- украшать могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но ещё и доставляет вред душам их (из книги "1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам");
- нельзя ставить на могилах каменные памятники - после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд;
- нельзя покойнику говорить "до свидания", иначе скоро "свидишься", надо молвить: "прощай", хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено;
- нельзя выходить теми воротами, которыми внесли гроб, а только через калитку, рядом;
- на поминках разливать водку три раза по стаканам, больше - нельзя. Чокаться тоже нельзя, сделают замечание:"Ты не на свадьбе!".
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:03:00
Продолжу тему про суеверия.

На подножие алтаря первой на венчании шагнула невеста — она и будет в новой семье главным «командиром».
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:06:19
Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

    Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
    Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
    Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
    День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
    Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
    Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
    Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
    Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
    Сретение: зима с летом встречается.

Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

    Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
    Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
    Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие. В продаже появляются нелепые руководства для подготовки к исповеди, например, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
    Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
    Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
    Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
    Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.

Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.

Суеверия, связанные с обрядами.

    Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
    Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

 Суеверия, связанные со святынями.

    Магическое отношение к святыням.
    Использование святынь для колдовства.
    Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
    Неправильное отношение к Св. Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
    Многочисленные заблуждения связаны со свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
    Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
    Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.

Суеверия, связанные с поминальными записками.

    Магическое отношение к сорокоустам.
    Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
    Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
    Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:08:30
Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:17:14
Некоторые вопросы от прихожан священнику:

Во время критических дней нельзя вышивать иконы. Правда ли, что это грех?

В этом году Пасха раньше Благовещения, и многие говорят что праздновать ее нельзя. Более того, говорят, что даже нельзя красить яйца. Правда ли это?

У меня жена крещённая, но родители не относили крёстным пироги, как это положено после крещения. Я бы хотел узнать, как лучше поступить, ведь говорят, что пироги следует относить в любом случае, так как ребёнок будет в жизни привязан к кресту.

Мне сказали,что на нашей семье родовое проклятие.Могу ли я отмолить проклятие.Что нужно сделать.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:24:02
На Пасху — на кладбище???

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников.

Напечатанные иконы

Некоторые люди считают, что иконы, написанные красками на досках, более «благодатные», чем напечатанные фабричным способом.

Именины, они же день ангела

Из-за того, что у нас день памяти святого, имя которого носит человек, принято называть его днем ангела, некоторые люди думают, что святой — это и есть ангел-хранитель.

Так называемая «женская нечистота»

Многие женщины слышали, что во время месячных грех приходить в храм и прикасаться к святыне, потому что это время, когда женщина в «нечистоте».

Тайное имя при крещении

Некоторые родители дают при крещении ребенку другое имя, не то, которым его зовут, и потом стараются никому не разглашать его. Они считают, что таким образом уберегут его от сглаза. А если имя, данное при крещении, все-таки стало кому-то известно, родители очень переживают и ждут беды.

 Какой рукой свечу передаешь?


Некоторые люди думают, что свечку в храме можно передавать только правой рукой, нельзя передавать свечку, перекладывая из руки в руку или через левое плечо, нельзя оплавлять свечу снизу, чтобы лучше держалась на подсвечнике.

Послушание духовному отцу

Многие верующие считают, что у всякого христианина должен быть духовный наставник — священник, у которого необходимо брать благословение на все решения, в том числе в обыденной жизни. С одной стороны, это традиционная и благочестивая православная практика, с другой — она часто приводит к перекладыванию на духовного отца ответственности за свою жизнь. В крайних случаях это доходит до настоящего духовного рабства.

Страшно найти крестик

Некоторые люди боятся найти чужой нательный крестик. И если видят на дороге оброненный кем-то крестик, не поднимают его, проходят мимо. Они считают, что, подняв чужой крестик, возьмут на себя чужой крест — то есть привлекут в свою жизнь проблемы того, кто этот крестик потерял.

Пища для покойного

Некоторые люди думают, что это православная традиция — оставлять на могиле усопшего пищу и водку. На Радоницу многие приносят на могилы близких пасхальную пищу: крашеные яйца, куличи.

Работа в праздник

Многие слышали от бабушек и дедушек, что в воскресенье и в большие церковные праздники нельзя мыться, работать (выполнять свои обязанности на работе, а также делать что-то по дому, заниматься рукоделием) и даже говорить о работе.

Пасхальное яйцо имеет силу?

Некоторые люди хранят пасхальное яйцо в течение года, думая, что оно обладает магическими свойствами. Кто-то верит, что при пожаре можно кинуть его в огонь, и он утихнет, кто-то просто хранит яйца, думая, что так положено.

После причастия никого не целовать?

Некоторые верующие люди думают, что в день после причастия нельзя: чистить зубы, выплевывать косточки от ягод и рыбы, целовать близких людей, иконы, мощи, руку священника (можно — только крест), есть мясо, пить вино.

На Светлой неделе нельзя причащаться?

Некоторые люди не причащаются на Светлой седмице (неделе после Пасхи): ведь в это время нет поста, а если нельзя поститься, то как подготовиться к причастию?

Крещенская и «богоявленская» вода — разная?

Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, — крещенская.

Упаковка от святыни

Некоторые люди не знают, что делать с бутылками из-под освященного масла, святой воды, пакетиками из-под просфор. Выбросить боятся нельзя выбрасывать, нужно сжигать или закапывать.

Страшно крестик потерять?

Некоторые люди боятся, что если потерять нательный крестик — случится что-то страшное, потерять обручальное кольцо — к разводу.

Нельзя держать в доме собаку?

Считается, что кошка — чистое животное, которое может жить в доме. В то время как собака — животное нечистое, которое не должно находиться в помещении, где есть иконы, поэтому она должна жить только на улице. Некоторые люди, воцерковляясь, даже избавлялись от собак. Также говорят, что если в храм случайно вбежала собака (по другим версиям — и кошка тоже), храм нужно заново освятить.

Чернокожие прокляты?

Существует теория, что представители других рас, кроме белой, прокляты Богом и не могут быть настоящими христианами: даже если они крещены, то они менее полноценные христиане. Также считают грехом межрасовый брак. Обосновывают это тем, что чернокожие — потомки Ханаана, сына Хама, проклятого Ноем. Якобы Ханаан после этого проклятия почернел.

Русский православный национализм

Существует мнение, что православие — исконная религия русского народа, все русские народные обычаи — православные по сути, они священны. А во всех других странах православная вера либо не сохранилась, либо была повреждена.

Чистый четверг — день уборки?

Некоторые верующие люди в Чистый четверг (четверг Страстной седмицы) стараются обязательно вымыться, вымыть и вычистить всё в доме, чтобы на Пасху было чисто.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:26:30
Выпить за упокой

Люди, далекие от Церкви, считают православным обычаем начинать поминальную трапезу рюмкой водки, которую нужно закусить блином.

Причастие не помогло

Отношение к таинству Евхаристии (Причастия) у некоторых людей бывает утилитарным. Они хотят причаститься или причастить ребенка для здоровья, для удачи в работе и в жизни. Потом такие люди огорчаются и считают все свои приготовления к Причастию «пустой тратой времени», поскольку оно «не помогло».

Крик при крещении

Существует старинное поверье: якобы чем холоднее вода в купели, в которой крестят ребенка, и чем сильнее он кричит при крещении, тем крещение «действеннее». Ребенок, который сильно кричал при крещении, будет крепче телом и духом, чем тот, который не кричал. Еще считается, что при крике во время крещения из ребенка выходит бес: чем сильнее ребенок кричал, тем сильнее был бес, а если ребенок не кричал вообще, то бес не вышел. Поэтому в старину детей при крещении было также принято щипать.

Крестить ребенка, чтобы не болел

Временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет».

Икона-талисман, молитва-талисман

Иногда освященную икону или крестик держат в автомобиле или в бумажнике, но относятся к ним как к талисману.
Некоторые люди носят на себе или просто хранят листок с текстом молитвы, но не молятся.

Зарядиться благодатью

Некоторые верующие стараются посетить как можно больше святых мест, откуда привозят множество святынь (пузырьков освященного масла, свечей, просфор, открыток с иконами), которые накапливаются в доме и хранятся в небрежении.

«Сильная молитва», «сильная икона»

Иногда можно услышать: «Читай эту молитву, она сильная, она помогает», «Эта икона сильная, молись ей», «Этой иконе молятся о замужестве», «Эта молитва исцеляет от болезней».

Неправильно крестишься!

Кто-то думает, что оговорка во время молитвы или неправильно сделанный поклон лишают молитву силы, делают ее неугодной Богу, боится случайно неправильно перекреститься, чтобы не совершить кощунство и не прогневить Бога.
Для подготовки к причастию в Церкви принято три дня поститься, прочитать три канона и последование ко святому Причащению. Для кого-то это бывает не по силам, и люди, боясь быть недостойными причастия, причащаются слишком редко, чем вредят своей душе.

 Чудеса — показатель истины?

Для верующих людей, не знакомых с учением святых отцов, чудеса являются самым главным доказательством святости человека или истинности веры.

http://rublev.com/zabluzhdenija (http://rublev.com/zabluzhdenija)
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 06 Августа 2016, 19:33:45
Предметов «частного богословия» несколько, но особенно распространены «учения о свечах», о поклонах, об апокрифах. Так, вам с порога расскажут о том, что нельзя передавать свечу левой рукой, так как на ней «грехи сгорают»; что чужие свечи нельзя трогать, потому что они могут быть «наговоренными», и потом можно долго болеть. Вам подробно растолкуют, что в Чистый четверг надо обязательно успеть помыться до восхода солнца. С немалым негодованием объяснят, что пройти между подсвечником и иконой - это страшный и смертный грех.

В храмах от самочинных «богословов» можно нередко услышать взаимоисключающие утверждения. Например, «вероучение» о поясном поклоне: 1. При поясном поклоне надо коснуться рукой земли, чтобы поклон стал «земным», если делать иначе – страшный грех. 2. При поясном поклоне категорически запрещается касаться рукой земли, потому что тем самым «поклон предается земле», а это опять-таки страшный грех.

Что касается самих приходских «богословов», то, несмотря на неоднократные и жёсткие требования духовенства прекратить в Церкви всякое самочинное учительство, они продолжают «просвещать» всех и вся, так как известно, что гораздо приятнее учить, нежели учиться. И отсебятина продолжается: передавать свечи следует только через правое плечо, протягивать сложенные ладони при словах «мир всем», различать «добрые» и «сердитые» иконы Богородицы, ставить свечи одной иконе от зубной боли, другой от болезни желудка, третьей - от глаукомы и вообще от глазных болезней; всем скопищем ходить на кладбище в первый же день Пасхи, будто не зная, что для поминовения усопших установлена Церковью Радоница. Спокойно совмещают сегодня христианские убеждения с антихристианской эзотерикой - астрологией, теософией, рерихианством, антропософией Штайнера и другими учениями.

Умело эксплуатируется и число 666. Лжепастыри наставляют, что священников ПЦ нельзя слушать, поскольку они «вступили в сделку с сатаной», разрешают брать штрих-коды и не выступают активно против них. Не собирают самочинных сборищ и не водят их к правительственным учреждениям - устраивать массовые протестные акции. Эксплуатируется всё, что гуляет в голове «от ветра сего» у этих людей.

http://st-leo.livejournal.com/314196.html (http://st-leo.livejournal.com/314196.html)
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 06 Августа 2016, 22:10:57
С некоторым можно частично или полностью не согласиться, например про работу. Хотя автор там решил уточнениями защититься от помидоров, но плохо получилось. Чистить зубы, есть мясо после причастия не суеверие, а скорее благоговение перед Святыней. Как ни крути, но почему-то онкобольным помогает молитва перед иконой Всецарица, а зависимым перед Неупиваемой Чашей.  Упаковка от святынь. Ну а что они предлагают, окропленое святой водой, да еще и с изображением святынь в помойку выкидывать?

"Сретение: зима с летом встречается" - ну это не суеверие вообще, а данность :)
"Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)" - а что, разве нет различия по "силе"?
" Использование святынь для колдовства." - бывает и такое. А что, разве не бывает?
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 07 Августа 2016, 07:52:48
Чистить зубы, есть мясо после причастия не суеверие, а скорее благоговение перед Святыней.
Так это и есть суеверие - суетная вера. Которая ничего дополнительно не даёт. Уж сколько раз это было жёвано и пережёвано, на каждом сайте с ответами священников.

Как ни крути, но почему-то онкобольным помогает молитва перед иконой Всецарица, а зависимым перед Неупиваемой Чашей.
Да, но так же помогает и перед любой другой иконой.

Упаковка от святынь. Ну а что они предлагают, окропленое святой водой, да еще и с изображением святынь в помойку выкидывать?
По-моему, кропится не упаковка, а то, что внутри. По крайней мере в храме на Пасху, например, раскрываются куличи и вино, а воду освящают вообще отдельно, а лишь потом набирают в бутылки.

Использование святынь для колдовства." - бывает и такое. А что, разве не бывает?
Бывает, просто в данном случае люди думают, что так и должно быть.

Про записки интересный вопрос.  :) Мне кажется, тут вопрос не в силе, а прикладном характере (от случая или нужды) подаваемых записок.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 07 Августа 2016, 12:04:40

Цитировать
Так это и есть суеверие - суетная вера. Которая ничего дополнительно не даёт. Уж сколько раз это было жёвано и пережёвано, на каждом сайте с ответами священников.
Суетная? Хм... А я вот больше предпочитаю доверять не тем, кто словом...бла бла бла на каждом сайте, а кто делом. Как говориться, тем, кого весь мир не достоин. Я еще раз подчеркиваю, я не говорю, что это грех, но это благоговение перед святыней.  А благоговение может выражаться так, как этого желает тот, кто благоговеет перед святыней.

Цитировать
Да, но так же помогает и перед любой другой иконой.
Интересно, Симеону много помогло уже? Или опять бла бла бла... Да, Бог Он везде, и святые слышат тоже всюду, но есть более тонкая грань, что ли так сказать, за которой через отдельные святыни Господь дает большую благодать, и это по-моему уже давно не оспоримый факт.

Цитировать
По-моему, кропится не упаковка, а то, что внутри. По крайней мере в храме на Пасху, например, раскрываются куличи и вино, а воду освящают вообще отдельно, а лишь потом набирают в бутылки.
ну вот зачем искать исключения, чтобы оправдать то, что в оправдвнии не нуждается? А масло лампадное, тоже выливают из бутылок перед освящением, а воду святую куда разливают, и так много еще чего.

Цитировать
Про записки интересный вопрос.  :) Мне кажется, тут вопрос не в силе, а прикладном характере (от случая или нужды) подаваемых записок.
Интересно было бы послушать о прикладном характере :-\
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 07 Августа 2016, 18:26:09
А благоговение может выражаться так, как этого желает тот, кто благоговеет перед святыней.

Ну это не совсем красиво даже, лезть к Чаше с грязным ртом... Поэтому здесь не соглашусь. Про мясо... пожалуй да, согласен.

Интересно, Симеону много помогло уже? Или опять бла бла бла...

И это - беда (с) А. И. Осипов.

http://youtube.com/watch?v=CKYzxuKxBIE (http://youtube.com/watch?v=CKYzxuKxBIE)

ну вот зачем искать исключения, чтобы оправдать то, что в оправдвнии не нуждается? А масло лампадное, тоже выливают из бутылок перед освящением, а воду святую куда разливают, и так много еще чего.

Упаковка от освящённых предметов и продуктов не принимает на себя благодать, и потому может утилизироваться с обычным мусором.

Интересно было бы послушать о прикладном характере

Очень просто. Вот народ верующий, прихожане, ходящие еженедельно на Литургию - для них вопрос этот не стоит. Они подают записки каждый раз и всё. Бывает какой особый день, повод: день рождения или годовщина, и рождаются душевные чувства, потребности: а не заказать ли молебен? Не после Литургии, разумеется: http://azbyka.ru/moleben#nedopust (http://azbyka.ru/moleben#nedopust)
То есть разница по душевному состоянию, рождающему причину, а не по размеру благодати.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 07 Августа 2016, 21:23:28
Цитировать
Очень просто. Вот народ верующий, прихожане, ходящие еженедельно на Литургию - для них вопрос этот не стоит. Они подают записки каждый раз и всё. Бывает какой особый день, повод: день рождения или годовщина, и рождаются душевные чувства, потребности: а не заказать ли молебен? Не после Литургии, разумеется: [url]http://azbyka.ru/moleben#nedopust[/url] ([url]http://azbyka.ru/moleben#nedopust[/url])

этаки у вас как все замечательно. А вот у нас куча разных молебнов, панихид, проскомидий, так что тут вполне резонный вопрос о "силе" того или иного поминания.

Цитировать
И это - беда (с) А. И. Осипов.

Беда может и беда, но в суеверия заносить явно не стоит. И я не о денежных просьбах, а о вполне конкретных пожеланий больных серьезными болезнями быть здоровым. Хорошо, конечно, иметь всем веру и терпение, как у Макария Египетского, например, но не всем дано.

P.S.: и хорошо бы нормальное цитирование сделать по выделенному тексту.. >:(
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 07 Августа 2016, 21:45:16
этаки у вас как все замечательно. А вот у нас куча разных молебнов, панихид, проскомидий, так что тут вполне резонный вопрос о "силе" того или иного поминания.
Ну почему же о "силе". Есть грузовик-погрузчик, грузовик-уборщик снега, грузовик-поливайщик... Кто из них круче? Да просто у каждого своя функция.

Беда может и беда, но в суеверия заносить явно не стоит. И я не о денежных просьбах, а о вполне конкретных пожеланий больных серьезными болезнями быть здоровым. Хорошо, конечно, иметь всем веру и терпение, как у Макария Египетского, например, но не всем дано.
Да не всем и перед "специальными" иконами помогает, ибо мы знаем, что "Да не моя будет воля, Господи, но Твоя". В одном храме служил батюшка, обладающий даром исцеления. Множество людей приходило к нему. И прислуживала у него в храме одна девушка, страдающая, по-нашему, эпилепсией. И однажды ученики подошли к нему и спросили: "Почему ты исцеляешь других и не хочешь исцелить её?". И он ответил: Она постоянно служит в храме, исповедуется и причащается, если Господу будет угодно, он Сам исцелит её.

Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 07 Августа 2016, 21:52:12
Цитировать
Да не всем и перед "специальными" иконами помогает, ибо мы знаем, что "Да не моя будет воля, Господи, но Твоя"
не оспариваю, но перед "не специальными" еще меньшим  ;)

Цитировать
Да просто у каждого своя функция.
Ну и какая своя функция у заупокойной литии отслуженной после Божественной Литургии. Или у молебна общего, отслуженного еще раньше той панихиды , сразу за отпустом даже до закрытия Врат?
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 07 Августа 2016, 22:06:53
не оспариваю, но перед "не специальными" еще меньшим  ;)

Это классический пример языческого отношения к иконе:

– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист.
http://radonezh.ru/monitoring/sueverie-eto-pustota-glupost-i-samoobman-professor-a-i-osipov-pravoslavie-ru-155255.html (http://radonezh.ru/monitoring/sueverie-eto-pustota-glupost-i-samoobman-professor-a-i-osipov-pravoslavie-ru-155255.html)

Ну и какая своя функция у заупокойной литии отслуженной после Божественной Литургии. Или у молебна общего, отслуженного еще раньше той панихиды , сразу за отпустом даже до закрытия Врат?

Если я правильно понимаю о молебне, это вообще часть установленного богослужения. Хотя и тут он совершается не просто так, ежедневно, а по какому-либо событию. Речь шла о некоей воле прихожан, а не священника, которые думают, что какая-то молитва или икона "сильнее", а какая-то - менее.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 29 Августа 2016, 19:04:47
Ещё из соседней темы:

Чего только стоит Богоявленская и Крещенская вода. С амвона духовенство объясняет, но всё бес толку. Люди лихорадочно запасаются "Богоявленской", а затем и "Крещенской" водой. Они убеждены, что это разная вода, а когда объясняешь, что это вода одна и та же, тебе не верят или считают, что просто ты не достаточно умён чтоб объяснить различие.

Еще про Крещенскую воду - в простую ее надо доливать только сверху! А освященное масло наоборот - на дно, а потом добавлять обычное  :du_ma_et:

Святую воду можно пить только натощак (то же и про просфоры). Причем это приходится слышать и от священников.

Нельзя свечи "за здравие" зажигать от свечей "за упокоение".

У нас распростронённо перекрестить рот ( когда зеваешь ) или живот ( когда голодный ). Считается, что через открытый рот может войти бес.

у нас иногда просят одновременно со служением молебна о роженице / родильнице отверзать ЦВ ( я уже про возникающую аналогию  :ts_ss:  )

- набирают Агиасму на определенные цели только с молебнов определенным святым или определенным иконам ( например, для напоения пьяницы только от молебна иконе Богородицы, называемой " Неупиваемая Чаша " ). Ну, конечно, " Богоявленская " и " Крещенская "...

- требуют освящать нательные кресты " на имя "

- спрашивают какая икона " лучше помогает "

И добавление ( я правда :du_ma_et: определить что это, вот просто  :ne_vi_del: ):

1. Целование рук алтарникам держащим плат.
2. Прикосновение к стихарю или иным богослужебным одеждам.
3. Как совмещающий вариант первых двух действ - целование рукава стихаря алтарника держащего плат.

Распространённое суеверие - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи "нельзя" есть всё круглое ( дескать, на голову похоже... ).

Где-то слышал, что "нельзя" танцевать ( дескать, Саломея в этот день плясала и выпросила голову Крестителя ).

Кстати, возвращаясь к сабжу, обращали внимание как некоторые прихожане тщательно втирают освященный елей после помазания на Всенощном Бдении в различные части лица.

Вот вам и еще один пример перерастания практического в суеверное.

Есть отцы, которые стрючец от души в елей макают и понятно, что нанесенный елей, под действием силы тяжести, пытается капнуть со лба и его надо немножко растереть дабы таковое не случилось...

НО, не раз замечал, что у некоторых прихожан это превращается в ритуал " растирание освященного елея " по лбу, глазам, устам и т.д.   :smu:sche_nie:

Кстати, всплыло в соседнем топике :smu:sche_nie: : приходить на Всенощную Службу только на помазание, считая помазание равнозначным Соборованию.

Еще часто это втирание происходит тыльной частью руки

А вот ещё один пример связанный с Крещением: это когда "православные" набирают крещенскую воду в 7-и церквах.

Нельзя есть мясо в день причастия. Нельзя целовать иконы и крест в день причастия. Нельзя делать земные поклоны и вставать на колени в день причастия.

Нельзя плавить воск с низу свечи. Нельзя передавать свечу через какое-то там плечо (уже не помню).

"Яко да Царя Всех подымем" - итерпретируется как надо всем стоять (не исключая даже государя). Я конечно ржал во весь голос когда услышал такое толкование от одной женщины. Это даже не суеверие)))

Из язычества. Всё что имеет вид креста - это есть Крест Христов.

Архимандрит, отчитывающий бесноватых в Троице-Сергиевой лавре, в проповеди перед отчиткой говорит, что после помазания елеем верующему следует нанести елей  также на ноздри, уши, грудь и т.д. Видеозапись этой проповеди и самой отчитки есть в Интернете.

ДЕЙСТВО на удачу со 100% гарантией
1. Поставить 7 свечей Спасителю.
2. Поставить 7 свечей Божией Матери.
3. Поставить 1 свечу ... за упокой ...   :nez-nayu: нечистой силы
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 29 Августа 2016, 23:06:48
Цитировать
Святую воду можно пить только натощак (то же и про просфоры). Причем это приходится слышать и от священников.
ну так скоро дойдет до того, что будем смеяться, когда люди причащаются на тощак. У нас, не побоюсь сказать в Епархии, принято просфоры принимать на тощак, и никто с этим не спорит.

Цитировать
Кстати, возвращаясь к сабжу, обращали внимание как некоторые прихожане тщательно втирают освященный елей после помазания на Всенощном Бдении в различные части лица.
аналогично. Непонятно, что здесь смешного. Это же не просто масло, а освященное. Думаю все слышали/читали, как советуют (авторитетные отцы, на вскидку правда не назову сейчас) больные места мазать освященным (на святынях) маслом, миром.

Цитировать
Нельзя делать земные поклоны и вставать на колени в день причастия.
Не то, что нельзя, но не прилично. Ты Самого Христа в себе носишь. Святые Отцы запрещают вставать на колени даже в праздники и воскресенья, в честь того, что мы Христу не рабы, но друзья, братья. А тут когда ты даже ближе с ним, чем друг и брат, становишься на колени.
 
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 30 Августа 2016, 07:33:49
Какой, ты, однако, внимательный. А я, видимо, уже устал, копировал полным текстом.
Я тоже принимаю натощак. Насчёт просфор, видимо, это про антидор, а не про потребительские. И это тогда правильно, из них же частицу вынимают, предполагая затем, что люди готовились у причастию, заедая и запивая.

Насчёт масла, думаю, всё же смешное в этом есть. Ну это же больше как символ. Масло тут не превращается в бальзам Битнера.

По поводу поклонов тоже, получается, суеверие. Любой алтарник это нарушает после "Аминь, аминь, аминь", а потом - на причастие. У нас причащают, кстати, в алтаре.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 30 Августа 2016, 08:33:01
Аминь, аминь, аминь это до причастия бывает. Если конечно речь о воскресенье идет, то да, большинство нарушает, хотя святые отцы не советуют этого делать. Наш батюшка говорит типа, службы и так редко а то вообще не будем поклоны делать, хотя я с ним не согласен, но куда деваться..
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 30 Августа 2016, 10:46:21
Аминь, аминь, аминь это до причастия бывает.

Выше написано "в день причастия", а не "после".
Насчёт поклонов я тоже согласен, по выходным как-то не очень...
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 19 Октября 2016, 18:11:56
Только что рассказали: отпевать и хоронить незамужних в свадебном платье.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Ваня от 19 Октября 2016, 21:30:08
Я даже видел такое.
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 17 Марта 2017, 20:08:55
Вспомнил историю из детства, дошкольного или раннего школьного возраста. Однажды мама и бабушка почему-то решили, что меня кто-то "сглазил". Возможно, я вёл себя хуже, чем обычно, а возможно, они встретили на прогулке кого-то, кто им самим не нравился. Мама пыталась меня заболтать, а бабушка набрала в рот освящённой воды и выплюнула на меня, когда я что-то говорил. Это было отвратительно, особенно ощущение того, что чья-то слюна попала мне в том числе и в рот. Никогда этого не забуду.
Название: Что, если суеверия всегда бы сбывались
Отправлено: Симеон от 05 Апреля 2017, 22:04:21
http://youtube.com/watch?v=kQyQpzrZKDc (http://youtube.com/watch?v=kQyQpzrZKDc)
Название: Холодный блин
Отправлено: Симеон от 04 Мая 2017, 14:47:56
Молодого священника отправили в дальнюю мордовскую деревню, где жила кондовая эрзя (одна из двух мордовских народностей). В ЕпУ (епархиальном управлении) проинструктировали, что мордва – двоеверы; они участвуют в православных таинствах и параллельно отправляют свои собственные языческие обряды.
После первой же службы священнику принесли много даров и пожертвований. Особенно понравились пшенные мордовские блины, которые были еще теплыми. В следующее воскресенье прихожане пригласили священника в ближайший лес, чтобы освятить мордовский праздник урожая, но он, подумав, отказался.
Главная мордовка упрекнула его:
- Что же ты, батюшка? Мы твоих богов почитаем, а ты наших не хочешь?
Священник почувствовал себя очень неуютно, но вспомнил предостережение от архиерея «не участвовать в трапезах бесовских».
Через несколько дней в приходскую избушку постучали:
- Батюшка, покойник умер.
Надо было ехать в соседнюю мордовскую деревню отпевать умершего.
После всех молитв священник вышел во двор. Следом за ним вышла хозяйка и вынесла на тарелке большой блин.
- Положите мне его в пакет, - попросил священник.
- Его нужно здесь съесть, - объяснила главная мордовка.
Батюшка начал, давясь, есть блин, который был почти ледяной. С трудом удалось его проглотить. После этого хозяйка вынесла несколько сумок продуктов в дар священнику и немного денег. Все были очень довольны.
На следующий день священник спросил у старосты, почему мордва обычно блины теплыми приносили, а в тот раз блин был очень холодный.
Ответ:
- Так он всю ночь на лице у покойника пролежал. Есть такой мордовский обычай. Считается, что все грехи покойника переходят на блин, а потом блин должен съесть священник, и грехи прощаются.
http://sergiusvg.livejournal.com/372043.html (http://sergiusvg.livejournal.com/372043.html)
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 22 Мая 2017, 15:43:14
Ещё одно: "До истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы" (если стрижёшь, вызовет новую смерть).
Название: Re: 666 православных предрассудков
Отправлено: Симеон от 20 Сентября 2018, 16:14:04
На память размещу это здесь. Было сделано в связи со смертью матери автора фото.