Алтарник Адольф Гитлер

1 год назад Симеон Комментарии к записи Алтарник Адольф Гитлер отключены
Быть может, кто-то, прочитав эту книгу, загорится желанием найти Зверя в его логове. Маленький совет на прощание: не ходите далеко, не ищите Зверя под мостовыми. Лучше подойдите к зеркалу, и на лице, удивлённо глядящем на Вас из Зазеркалья, отыщите две маленькие чёрные точки.
Видите?
Альберт Егазаров.
Предисловие к книгам Германа Раушнинга «Говорит Гитлер», «Зверь из бездны»
Адольф Гитлер, Герман Геринг, Эмми Геринг на крещении дочери Эдды. Ноябрь 1938 г.

Случайно прочитал «статью из будущего» дьякона Василия Василика «Зверь из бездны». Статья вышла 30 апреля, но почему-то с датой от 1 мая сего же года.

Автор даже делает диктатору комплимент, предполагая в нём христианские качества. Конечно же, никаким христианином Гитлер не был. И никакие фразы о христианстве не могут распознать в нём христианина — судят-то по делам. Тем не менее в Интернете широко распространены цитаты, которые как раз намекают на противоположное:

«Мои христианские чувства указывают мне, что мой Господь и Спаситель — борец. Они указывают на человека, который однажды, будучи одинок и окружён малочисленными последователями, распознал истинную сущность евреев и призвал людей к борьбе против них, и Он (правда Божья!) был величайшим не только в страдании, но и в борьбе. В безграничной любви, как христианин и просто человек, я вчитываюсь в отрывок, который рассказывает нам, как Господь наконец восстал во всей своей мощи и, взявши плеть, изгнал из Храма порождения ехидн и гадюк. Как прекрасна была Его борьба против еврейского яда! Сегодня, после двух тысяч лет, во власти сильных эмоций, я ещё более ясно понимаю, что именно для этого Он пролил Свою кровь на Кресте. Как христианин, я обязан не поддаваться обману, но быть борцом за правду и справедливость… И ежедневно усиливающиеся страдания свидетельствуют о том, что мы правы в жажде действий. Ибо у меня как христианина есть долг перед моим народом» (цит. по Baynes N. H., ed. (1942). The Speeches of Adolf Hitler, vol. 1. Oxford: Oxford University Press).

«В Библии мы находим текст: «Так как ты ни горяч, ни холоден, Я извергну тебя из уст своих». Это высказывание великого Назарянина сохраняет свою глубокую актуальность до сего дня» (речь в Мюнхене 10 августа 1923 года).

«Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение – христианское…» (речь в Пассау 27 октября 1928 года, цит. по Steigmann-Gall Richard, «The Holy Reich: Nazi Conceptions of Christianity, 1919-1945». Cambridge University Press, 2003).

«Секулярные школы недопустимы, поскольку в них нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение вне религиозной основы построено на воздухе; следовательно, всякое воспитание личности должно исходить из веры. … Нам нужны верующие люди» (26 апреля 1933 года, в ходе переговоров).

Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы

Забавно сравнить это с другой цитатой: «В нашей стране слишком много мечетей и слишком мало хороших школ… Мы должны создавать новые школы — школы, в которых не должно быть религиозного образования» — Фетхуллах Гюлен, один из самых известных исламских проповедников.

«Проникнутые желанием обеспечить для народа Германии великие религиозные, нравственные и культурные ценности, основанные на двух христианских конфессиях, мы устранили политические организации, но усилили религиозные институты» (Адольф Гитлер, речь в Рейхстаге, 30 января 1934 года).

«Я навсегда останусь католиком» (слова генералу Герхарду Энгелю (своему адъютанту), 1941 — Toland, 1992, p. 507. Michael, 2008, p. 111.).

Православный священник на оккупированной нацистами территории. 22-я танковая дивизия, 1942 год

«Кто разрушает дело Божие, тот ополчается против воли Божьей» (Mein Kampf, 10 гл.).

«Правительство Рейха видит в христианстве непоколебимый фундамент морали и нравственности народа» (речь 23 марта 1933 г. в Берлине).

Зато в меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гауляйтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству: «Национал-социалистические и христианские идеи несовместимы… Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть всё более и более отделён от церкви и ее рупора-пасторов» (цит. по: Справочник о деятельности евангелической церкви в Германии в 1933–1944 годах. с. 470–472.).

Чуть позже взгляды поменялись и у Гитлера. «Античность была куда лучше нынешних времён, поскольку не знала ни Христа, ни сифилиса… По своему происхождению эта религия – еврейская, вынуждающая людей гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога» (цит. по. Г. Эдельштейн, «Читая беседу А. Невзорова и А. Солдатова»).

По словам секретаря Гитлера Кристы Шрёдер, фюрер планировал после войны начать борьбу с церковью. Эрик Кёрлендер в своей книге «Hitler’s monsters: A supernatural history of the Third Reich» интересно пишет об эклектической смеси гностицизма, сатанизма, буддизма, индуизма, синтоизма, Эдды и «Саги о Нибелунгах», из которой нацисты хотели сделать свою новую государственную религию. Но при этом также и об интересе Гитлера к исламу, который он называл «высшей религией».

Православный священник на оккупированной территории. Автор неизвестен

Кстати, что касается взаимоотношений канцлера Германии и христианства, тут можно и нужно вспомнить знаменитый конкордат, который прекрасно описал Толанд:

«20 июля был подписан конкордат между Ватиканом и Гитлером. Церковь согласилась принять меры против вмешательства священников в политику, а Гитлер, помимо прочего, предоставил полную свободу церковным школам в Германии. Пий XII принял представителя Гитлера «очень милостиво и выразил свое удовлетворение тем, что во главе германского правительства стоит человек, бескомпромиссно настроенный против коммунизма и русского нигилизма». Ватикан дал указание германским епископам поклясться в верности национал-социалистскому (так у переводчика — прим. моё.) режиму и просил Бога благословить рейх. Новая клятва германских священников заканчивалась весьма многозначительно: «В выполнении своего духовного долга и в заботе о благе и интересах германского рейха я буду стремиться избегать всех действий, которые могут нанести ему вред».

Правда, в 1937 году папа Пий XI опубликовал энциклику, осуждавшую нацизм, а в 1996 году папа Иоанн Павел II принёс извинения за то, что Ватикан слишком терпимо относился к фашизму и нацизму, а также активно не противодействовал гонениям на евреев.

А в 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну «Протестантскую Церковь Рейха», которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане».

Момент передачи Тихвинской иконы

Что касается православия, в 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ, а также провели капитальный ремонт 19 православных храмов. За время немецкой оккупации на территории Украины было открыто 5 400 храмов и 36 монастырей и были организованы пастырские курсы. Если брать и Россию, то за три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей (в советской литературе говорят о 10 тысячах храмов). Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери — икона была спасена из горящего храма в Тихвине при участии немецких солдат и передана Церкви. На совещании в рейхсминистерстве восточных земель 20 июня 1942 года было принято решение, что для оккупационных властей выгодно объединение всех православных вокруг московского экзарха (с целью выселения их после войны в рейхскомиссариат «Москва»).

Интересно отношение и монахов с Афона к Гитлеру:

«Синод св. общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти… С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианство… священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства – немецкого Райха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Райха и шлет верующим в Восточной области наисердечные поздравления и наискреннейшие пожелания добра» (Послание Кинота Святой Горы Афон 1943 г., ЦО, 1943 г., № 6. С. 8).

Монахи Псковско-Печерского монастыря с немецкими офицерами. Фото 1941 года

Сам Гитлер по этому поводу говорил, что если монахи с горы Афон вдруг объявят его преемником византийских императоров, то это надлежит немедленно пресечь (Генри Пикер. «Застольные разговоры Гитлера»). А известный афонский мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис («резчик») из скита Малой Анны искусно вырезал деревянную икону Гитлера с надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф — великий царь»), которая была подарена фюреру вместе с посланием Кинота.

А ещё в 1935 году в своём трактате епископ Николай Велимирович приравнивал национальную политику Гитлера к деятельности святого Саввы Сербского — создателя автокефальной Сербской Церкви. Кстати, епископ Николай был причислен к лику святых 19 мая 2003 года единогласным решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви.

Епископ Николай Велимирович

Вот я это всё к чему рассказываю. На страницах Википедии я нашёл следующую фразу: «В 1896 году Гитлер поступил во второй класс Ламбахской школы старого католического монастыря бенедиктинцев, которую посещал до весны 1898 года. Здесь он тоже получал только хорошие оценки. Пел в хоре мальчиков и был помощником священника во время мессы«.

Конечно, я читал книгу Иоахима Феста, цитата из которой приводится здесь — она до сих пор стоит у моих родителей на книжной полке. Но что значит — «помощник» в католическом монастыре? Алтарник? Понятно, что речь не идёт здесь о наличии какого-либо сана — это было бы сразу известно (у нас помощник священника, согласно Интернета, получается, дьякон). В реферате на тему католической мессы написано: «Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники)«.

В настоящее время в обязанности алтарника входит: подготовка облачения священников и дьяконов, возжигание лампады в алтаре и на иконостасе, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, кадила, подавание плата для отирания уст во время Причащения, помощь священнику при совершении таинств и треб, функции звонаря, уборка в алтаре; при необходимости — чтение на богослужении.

Тираж «Mein Kampf» в Германии составил 12 млн. экземпляров, однако переиздана она была лишь в 2016 г.

И, хоть это не является формальной обязанностью, регулярно причащаться.

Иосиф Сталин, кстати, в юности тоже пел в церковном хоре, был очень набожным и имел красивый голос.

В завершение статьи, скажу, что недавно обнаружил книгу некой Анжелы Ламберт «Загубленная жизнь Евы Браун», где она пишет: «Клара была благочестивой прихожанкой Римской католической церкви, регулярно посещала мессы и поощряла Адольфа, когда он подвизался алтарником в церкви Браунау, где его крестили. В разделе «Майн Кампф», посвящённом детству («Часть I «Расплата», глава I «В отчем доме» — прим. авт.), он писал: «В Ламбахе у меня была отличная возможность вдоволь упиваться торжественной роскошью и ослепительным блеском церковных праздников».